Эксперт - Сибирь
9 февраля 2009, 10:10
С керосином, но без пассажиров
Только-только упали цены на топливо, как у авиакомпаний возникла новая проблема — снижение пассажиропотока
Рост задолженности контрагентам как средство снижения издержек практиковали еще авиакомпании отдавшего концы альянса AiRUnion, а сегодня и крупнейшие авиаперевозчики не могут расплатиться с поставщиками. В Московском арбитражном суде к авиакомпании "Сибирь" уже предъявлено более десятка исков, связанных с просрочкой платежей. 3 февраля "Сибирь" не смогла выкупить по оферте облигации общей суммой в 2,3 млрд рублей. В результате отказ компании от пятнадцати Boeing 787 Dreamliner не выглядит чем-то экстраординарным.
AiRUnion утянул за собой одного из крупнейших топливозаправщиков - ТОАП. Компания, которая активно применяла товарное кредитование, не в состоянии платить за топливо из-за того, что "мертвые" долги альянса сегодня примерно равны долгу ТОАП банкам. Заправку самолетов ТОАП прекратила еще в декабре прошлого года, компания подает заявление о банкротстве.
Вряд ли эти события можно считать последними. Авиаотрасль продолжит лихорадить и в новом году.
Распад AiRUnion вызвал передел на рынке авиаперевозок СФО. Многие федеральные авиакомпании расширили здесь свое присутствие. "Трансаэро" открыла новые маршруты Москва - Красноярск и Москва - Томск, а также увеличила частоту полетов и число перевезенных пассажиров на маршруте Москва - Новосибирск. Экспансию в СФО начали "Уральские авиалинии" (УАЛ), выросло число маршрутов в Красноярский край и у S7. Но в целом как российский, так и сибирский рынки авиаперевозок падают.
Снижение объемов началось уже в IV квартале 2008 года. Несмотря на это, в целом рынок в 2008 году показал положительную динамику: "вытянуло" I полугодие. Вплоть до июля темпы роста сегмента пассажирских перевозок составляли 25-27%, а грузовых - 30-36%, по сравнению с 2007 годом. Но уже в октябре перевезли пассажиров столько же, сколько в прошлом году, в ноябре - на 5% меньше, в декабре - на 15%. Причиной может служить как снижение спроса со стороны платежеспособной части населения и компаний, так и банкротство ряда мелких и средних авиакомпаний. Замена старых, прожорливых советских лайнеров на новые была верным решением, однако новых либо подержанных зарубежных судов попросту не хватало. Советские самолеты в условиях повышения цен на керосин работали в лучшем случае "в ноль". Маржа в среднем по рынку составляла 4-5%. К сентябрю 2008 года цены на авиакеросин достигли 32 тыс. рублей за тонну (рост на 30% с начала года), что вынудило многие авиакомпании ускорить техническое перевооружение и увеличить интенсивность полетов, "добирая" прибыль объемом перевозок. Активно закупает вместительные лайнеры "Трансаэро", в 2009 году компания получит пять Boeing 737, два Boeing 777 и один Boeing 747−400. Четыре А320 купили "Уральские авиалинии", в 2009−м планируется купить еще шесть-восемь таких же самолетов.
С ноября 2008 года крупнейший внутренний перевозчик S7 полностью отказался от советских Ту-154 и Ил-86, однако новых лайнеров явно не хватало, чтобы закрыть новые рейсы, на которые компания смогла выйти после банкротства ряда конкурентов. Лайнеры списывались поэтапно, поэтому начиная с сентября прошлого года на вторичном рынке существенно выросло предложение отечественных подержанных среднемагистральных Ту-154Б−2 и Ту-154М. Четыре лайнера Ту-154Б планируют списать "Уральские авиалинии", правда, в компании затрудняются уточнить, каким образом дальше распорядятся этими самолетами. Одна из списанных машин в свое время была продана аэропорту Кольцово в Екатеринбурге. Сегодня она используется для проведения учений ГО и ЧС.
Несколько снизить напряжение помог кризис, который сказался и на топливном рынке. Сегодня цены на авиакеросин достигли своего минимума с 2007 года - стоимость заправки "в крыло" за тонну в сибирских аэропортах колеблется от 20 до 23 тыс. рублей (в июле оно стоило 28-32 тыс. рублей). Тем не менее существенного снижения стоимости билетов ждать не придется - ослабление спроса со стороны потребителей и высокие траты на обновление авиапарка "съедают" резервы падения цен. "Нужно быть готовыми к росту цен на авиаперевозки, - заявляют в пресс-службе УАЛ. - Один из факторов, который на это влияет, - девальвация рубля. У нас, например, часть платежей за лизинговые самолеты проходит в долларах и евро. В результате сейчас у нас выросли затраты на закупку валюты для расчетов, связанных с Airbus A320".
Сегодня авиакомпании предпочитают не распространяться о перспективах отрасли. Самые оптимистичные прогнозы дают 10-15% падения рынка. Многие ждут сокращения объемов перевозок на 30-40%. Корректируют свои планы и аэропорты, причем они сталкиваются с определенным противодействием властей. В частности, от консервации строительства нового грузового терминала в новосибирском аэропорту Толмачево руководство отказалось только после того, как план развития аэропорта, учитывающий новые условия, был подвергнут жесткой критике губернатором Новосибирской области Виктором Толоконским....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт - Сибирь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 18, 2025
Аэрофлот удостоен премии "Время инноваций 2025" за отечественный комплекс техобслуживания и ремонта воздушных судов ИС "КУПОЛ"
Декабрь 18, 2025
Аэропорт Николаевска‑на‑Амуре за ночь обслужит около 700 пассажиров
Декабрь 18, 2025
Пекин впервые принял самолет из Благовещенска
Декабрь 18, 2025
В аэропорту Махачкалы завершена укладка бетона на новой взлетно-посадочной полосе
