Коммерсантъ - Пермь
10 февраля 2009, 11:08
Наземные авиалинии
ФГУП "Пермские авиалинии" прекращает свою деятельность в качестве авиакомпании-перевозчика
ФГУП "Пермские авиалинии" прекращают свою деятельность в качестве авиакомпании, сообщил вчера источник "Ъ" в ПАЛ. Согласно его данным, топ-менеджмент ФГУП решил отказаться от реализации летных программ в связи с отсутствием перспективы развития: "Оставшиеся в эксплуатации авиакомпании самолеты Ту-134 и Ан-24 рано или поздно выработают свой ресурс, на приобретение новых лайнеров у госпредприятия средств нет". В "Пермских авиалиниях" намерены сосредоточиться на развитии проекта международного аэропорта "Большое Савино". Все действия топ-менеджмента ФГУП уже согласованы с Росавиацией, уточнил собеседник. Предполагается, что формально процесс прекращения летной деятельности будет завершен уже к 1 июня 2009 года. В частности, ПАЛ будут лишены Росавиацией свидетельства эксплуатанта.
Оставшиеся в распоряжении авиакомпании борта будут отданы в аренду другим перевозчикам. Так, парк лайнеров типа Ан (один Ан-24 и два Ан-26) уже арендовала "ЮТэйр-Экспресс" (дочерняя компания "ЮТэйр"). Часть летчиков перешли на работу в эту авиакомпанию, часть уволились из ФГУП, с каждым сотрудником произведен расчет, сообщил собеседник в ПАЛ. "Я знаю, что "ЮТэйр-Экспресс" забирает самолеты Ан-24 и Ан-26 у ПАЛ в аренду", - подтвердил "Ъ" информацию гендиректор "ЮТэйр" Андрей Мартиросов. По информации источника "Ъ" в ФГУП, Ту-134 топ-менеджмент ПАЛ может отдать в аренду авиакомпании "Московия". Кроме того, сейчас идут переговоры о сдаче в аренду единственного находящегося в собственности пермского предприятия Як-40. "Эти лайнеры будут приносить твердый доход авиакомпании", - сообщил источник в ПАЛ.
ФГУП "Пермские авиалинии" управляет посадочными площадками в Ныробе, Чайковском, Лысьве, Чермозе, а также главным аэропортом в Перми - "Большое Савино". Выручка в 2007 году - около 800 млн руб., на начало 2008 года долг ФГУП оценивался в 200 млн руб. Сейчас регулярные рейсы из "Большого Савино" осуществляют пять авиакомпаний: S7, "Аэрофлот", Lufthansa, Sky Express, "Казанское авиапредприятие", "ЮТэйр".
Из большой авиации "Пермские авиалинии" ушли в конце 2006 года, отдав S7 Airlines свои слоты на маршруте Пермь - Москва. Часть летного отряда ПАЛ трудоустроилась в S7, лайнеры Ту-154 "Пермских авиалиний" постепенно выработали свой ресурс. Новый топ-менеджер ПАЛ Сергей Штатский, возглавивший авиакомпанию в начале 2008 года, предполагал восстановить регулярные полеты на оставшемся в распоряжении ФГУП парке судов. Для этого ПАЛ разработали программу развития межрегиональных перевозок (предполагались полеты в пять городов Поволжья и Урала) и собирались получить под ее реализацию госфинансирование. Также пермское предприятие собиралось закупить в лизинг несколько лайнеров
Ил-114 производства ташкентского завода. Однако финансовые условия пермяков не устроили. По данным "Ъ", свое слово в свертывании программы сказал и кризис - объем перевозок в "Большом Савино" снижается, начиная с октября 2008 года.
Участники рынка полагают, что в новом виде ПАЛ могут стать рентабельным предприятием. "По моим данным, уже в 1994 году аэропортовая деятельность ФГУП была стопроцентно рентабельной, летная приносила ПАЛ убытки", - утверждает представитель "Аэрофлота" в Перми Борис Шрейдер. Гендиректор "ЮТэйр" Андрей Мартиросов отмечает, что наличие при аэропорте собственной летающей компании, как правило, приводит к конфликту интересов с другими перевозчиками: "Отсутствие летной деятельности у ПАЛ может привлечь в аэропорт новые авиакомпании".
Стоит отметить, что краевые власти уже больше трех лет ведут переговоры с правительством РФ о передаче аэровокзала "Большое Савино" в региональную собственность и ищут инвестора для его реконструкции. Главное препятствие в переговорах заключается в двойном назначении аэродрома и взлетно-посадочной полосы (ВПП пользуются российские ВВС) - объекты отнесены к стратегическим и не могут быть приватизированы. Как сообщил "Ъ" министр инфраструктуры и градостроительства правительства Пермского края Александр Кудрявцев, переговоры в Росавиации фактически завершены и достигнуто соглашение о передаче взлетно-посадочной полосы в хозведение ФГУП "Администрация гражданских аэропортов" (ФГУП "АГА") и дальнейшей приватизации терминала. По словам господина Кудрявцева, процесс приватизации аэровокзала займет не менее года. Таким образом, отказавшись от нерентабельной летной деятельности и объекта стратегического назначения, ПАЛ смогут сосредоточиться на аэропортовой деятельности.
"Есть все шансы полагать, что отказ от полетов положительно скажется на экономике ПАЛ, и предприятие сможет начать принципиально решать один вопрос - проведение реконструкции или строительства нового терминала", - полагает руководитель аналитического отдела агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. В то же время аналитик отмечает, что "Пермским авиалиниям" для поиска инвесторов под проект аэровокзала необходимо четко прописать все правила взаимоотношений с ФГУП "АГА": "Необходимо защитить потенциального инвестора, чтобы он понимал, как и на каких основаниях перевозчиками эксплуатируется взлетно-посадочная полоса"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Пермь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2025
Аэрофлот запустил бесплатный онлайн-сервис по оформлению справок для пассажиров
Декабрь 16, 2025
Самой популярной авиакомпанией на международных направлениях для россиян стала Turkish Airlines
Декабрь 16, 2025
Геоскан разработал универсальный модуль навигации для образовательной робототехники
Декабрь 16, 2025
Аварийную посадку совершил самолет в аэропорту Хабаровск
