Ассоциация вертолетной индустрии
10 февраля 2009, 14:05
Людмила Сорочинская. Предвкушение полета
Пять лет назад эта милая женщина впервые в жизни поднялась в небо на борту вертолета. Сегодня она - серебряный призер чемпионата России по вертолетному спорту, участница многих российских и зарубежных соревнований
Вначале был автомобиль
Судьба Людмилы до недавнего времени мало отличалась от судеб тысяч и тысяч сверстниц, родившихся в крупном столичном городе во времена СССР. Звонкое пионерское детство плавно перешло в активную комсомольскую юность со стремлением во всем быть впереди - и в учебе, и в общественной работе. В небогатой по нынешним меркам семье инженеров она росла единственным ребенком и не была обделена вниманием. На примере родителей, она поняла, что в жизни надо опираться на свои силы и старательно училась. Сначала блестяще закончила "немецкую" спецшколу. Это помогло ей, правда, со второй попытки, поступить в институт иностранных языков.
Где-то к совершеннолетию неожиданно дали о себе знать "инженерные гены" родителей: ее потянуло к технике, моторам, машинам.
Сегодня у Людмилы Сорочинской тринадцать лет водительского стажа. Она уверенно управляет бизнес-седаном Audi A6. Во втором браке воспитывает двоих детей: сына - Петра - ему 14 лет и шестилетнюю дочку Софию. Глава семьи - Павел ей активно в этом помогает. Кстати, именно Павел однажды стал невольным вдохновителем всех ее вертолетных побед.
Семейное "заболевание"
Иногда люди болеют. Одни простудой или гриппом. Другие футболом, театром или кино. А есть такие, что болеют авиацией. Например, вертолетами и всем, что с ними связано.
Первые симптомы "заболевания" муж Людмилы Павел почувствовал в конце 2002 года. Тогда он случайно увидел в журнале объявление о наборе в вертолетный клуб. Это произошло на борту авиалайнера в очередной деловой командировке. Все совпало: небо, стихия полета, рекламное предложение научиться летать и желание научиться.
С этим желанием он пришел в подмосковный аэроклуб и там уже "заболел" вертолетом всерьез. Поздним вечером, возвращаясь домой, немного усталый, он делился впечатлениями о своих вертолетных подвигах, незаметно распространяя вокруг вирусы "вертолетной болезни".
- Павел часами восторженно рассказывал про полеты, - вспоминает Людмила Сорочинская, - как и где он летал, как зависал в воздухе. Красочно, во всех деталях описывал новые ощущения. Мне было очень интересно. Я все чаще стала представлять себя на его месте. Павел буквально "заразил" меня вертолетом. Я твердо решила в ближайшие дни вместе с ним отправиться на аэродром.
Вышло так, как она решила. И вот они первый раз вдвоем едут на полеты. По прихоти судьбы случилось это в День защитника Отечества 23 февраля 2003 года.
Первое знакомство
Подмосковный аэродром. Морозное февральское утро. Низко нависшие тяжелые облака навевают тревогу. Северный ветер заставляет поднять теплые воротники летных курток. Погода явно не располагает к вертолетным прогулкам. Но пилот-инструктор Александр Мазалов галантно открывает дверцу "Робинсона" - капризы погоды ему не помеха. У бывшего выпускника Саратовского военного летного училища за плечами Афганистан, Чернобыль, несколько "горячих точек", убедительный налет на Ми-2, Ми-8, Ми-26.
Достойно завершив службу в армии, Мазалов одним из первых пришел в аэроклуб пилотом-инструктором. В совершенстве освоил пилотаж на "Робинсон" R44.
Мазалов еще сыграет свою роль в летной биографии нашей героини. А в тот день они просто поднялись в небо, выполнив первый в жизни Людмилы Сорочинской ознакомительный полет.
- Это был первый в моей жизни полет на вертолете, - вспоминает Людмила. - Инструктор поднял машину в воздух. Было страшно. Неожиданно он сказал мне: "Хочешь сама попробовать управлять?" Было очень страшно, но я согласилась. Взялась за ручки. Поставила ноги на педали. И у меня все получилось! Я сама управляла вертолетом! В первом полете! Это был неописуемый восторг!
С тех пор хорошая домохозяйка и заботливая мать двоих детей стала регулярно ездить на аэродром и, забыв на время о семейных заботах, увлеченно осваивала технику пилотирования. От полета к полету ее успехи все заметнее. В лице Александра Мазалова она обрела опытного наставника и друга. Их вертолетный "дуэт" станет вскоре называться понятным всем авиаторам словом - экипаж.
Какое-то время она по инерции сравнивала вождение автомобиля и пилотирование вертолета. Но скоро поняла - это техники несравнимые, не говоря уже об эмоциях. Пилотирование требует особой концентрации, предельной точности реакций, умения все видеть и предвидеть. Зато дает ощущения, которые коротко можно описать одним словом - восторг!
- Сегодня я твердо убеждена, - говорит Людмила Сорочинская, - что в авиации случайных людей не бывает. - В ней люди особого склада. Их всех роднит одно общее возвышенное дело. Те, кто много возомнил о себе, тоже пробуют летать: раз, другой и уходят.
Начало спортивной карьеры
В детстве Людмила мечтала стать фигуристкой. В начальных классах родители часто водили ее на каток. Но катание так и не переросло в серьезное увлечение.
Случайно или нет пришла она в вертолетный спорт, не знаю. Наверное, так распорядилась судьба. У нее было уже около сотни часов налета - необходимый минимум для участия в соревнованиях, когда в аэроклуб приехал Анатолий Уланов - тренер сборной команды страны по вертолетному спорту. Приехал, чтобы пригласить на тренировки в сборную молодых перспективных пилотов. Уланов обратил внимание на Людмилу. Предложил "поработать на спорт". Она без колебаний согласилось. Было это в 2003 году накануне вторых соревнований по вертолетному спорту на "Кубок КБ Миля".
Когда она посмотрела программу соревнований, сразу поняла: так еще не летала. Очень захотелось научиться. Соревнования - это работа на результат. На победу. Это то, что ей нужно. Но был один вопрос. Спортивный экипаж, это всегда двое - пилот и оператор.
И тут на роль оператора согласился сам Александр Мазалов! Новоиспеченный экипаж немедленно приступает к тренировкам. Слишком мало времени, а успеть надо очень многое.
Накануне соревнований она очень волновалась. Как оказалось, зря. Спортивный дебют экипажа Сорочинская - Мазалов оказался удачным. Тогда они завоевали первую в ее жизни спортивную награду.
- Это были мои самые первые спортивные соревнования, - с гордостью рассказывает Людмила Сорочинская. - Тогда мы удачно выступили - на Кубке КБ Миля заняли третье место в упражнении "слалом".
Достижения
Людмила активно занимается вертолетным спортом с лета 2003 года. Она участвовала во всех кубках КБ Миля, начиная со второго - пять раз. Это, можно сказать, ее любимые соревнования. В 2005 году экипаж Сорочинская-Мазалов на IV "Кубке КБ Миля" занял третье место уже в общем зачете. В том же году на 12-м Открытом Чемпионате мира во Франции - второе место. И это всего за два года спортивной карьеры! Здесь стоит упомянуть и о серебряных медалях, завоеванных экипажем в том же году на чемпионате мира среди юниоров. Кто не знает - "юниором" в вертолетном спорте называют пилота любого возраста с общим налетом не более 200 часов.
На очередном 13-й Открытом чемпионате мира по вертолетному спорту, проходившем в Германии в городе Айзенах российские спортсмены в командном зачете заняли первое место. Пара Сорочинская - Мазалов выступила на этот раз не очень удачно. Призов и наград им не досталось. Но это только прибавило экипажу спортивной злости. В июле 2008 года на 43-м Открытом чемпионате России по вертолетному спорту пара уверенно завоевывает "серебро".
По меркам маститых профи, налет у нее небольшой. На своем любимом "Робинсоне" R44 она провела в воздухе 250 часов и за это время многое успела сделать: стала мастером спорта, не раз побеждала на самых авторитетных состязаниях. Так чем же привлекает эту хрупкую на вид, обаятельную женщину стихия спортивных вертолетных баталий? Зачем ей все это нужно? И вообще, женское ли это дело - вертолетный спорт? Я напрямую задал этот вопрос.
- В вертолетном спорте нет разделения на "слабый" и "сильный" пол, - ответила Людмила. - Раз ты пилот, неважно, мужчина ты или женщина - требования для всех одни. Само понятие "пилот вертолета" стирает грань между полами. Зачем мне все это нужно? Ради победы. Ради нее стоит жить. Победа для меня огромный моральный стимул. Когда с тобой борются супер-мужики, у которых супер-налет, супер-опыт, и ты их в итоге побеждаешь - вот это здорово!
Предвкушение полета
Жизнь Людмилы Сорочинской сама собой как бы разделилась надвое: до вертолета и после. "До" все было хорошо, грех жаловаться: любимый муж, прекрасные дети, уютный дом, достаток - чего еще желать? Это открылось "после" - желание летать. Желание исполнилось и жизнь ее стала ярче, красочнее, эмоционально насыщеннее. Она по-новому взглянула на мир. С высоты птичьего полета насладилась красотой черноморского побережья и русского Севера, любовалась старинными замками Западной Европы. А сколько прекрасных уголков планеты ждут ее впереди!
Размышляя об этом, и в душе немного завидуя, вспомнил странное впечатление, которое оставили в целом добрые публикации о Людмиле Сорочинской. Их общий смысл сводился к тому, что сегодня вертолет для нее - это все, а все остальное - ничто. Прямо клиническая форма "вертолетной зависимости".
Зависимости я не заметил, и все же спросил: а правда, что сегодня для вас вертолет - это цель и смысл жизни?
Улыбнувшись, она не промедлила с ответом, словно ждала, когда же я задам этот дурацкий вопрос?
- Вертолет - это хобби. Только хобби. Но я хоть сейчас поставила бы машину на стоянку и с удовольствием полетала. Это желание меня не покидает никогда. Эмоционально и физически я готова летать каждый день. Я живу в предвкушении полета....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ассоциация вертолетной индустрии». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 23, 2025
Как "Гидромаш" поставил на ноги "Магистральный самолет XXI века"
Декабрь 23, 2025
Ростех рассказал о перспективах завершения сертификации иркутского МС-21