О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэропорты предлагают перекусить

Развитие неавиационной деятельности является одним из важнейших условий в обеспечении прибыльности аэропортового бизнеса. Об отношениях между авиаторами и торговыми и ресторанными сетями, рассказали в трех московских аэропортах

Развитие неавиационной деятельности является одним из важнейших условий в обеспечении прибыльности аэропортового бизнеса. Ведущие зарубежные аэропорты до 60% выручки получают от неавиационного сегмента. В то же время даже крупнейшие воздушные гавани России - аэропорты Московского авиационного узла - заметно отстают по этому показателю от коллег. К примеру, по итогам 2008 года доля выручки от неавиационной деятельности аэропорта "Домодедово" составила 32%, "Внуково" и "Шереметьево" - около 40%. В оценках привлекательности аэропорта с точки зрения пассажиров весьма существенное место занимает вопрос организации общественного питания. Основные пожелания клиентов - наличие разнообразных кафе и ресторанов, высокое качество обслуживания и, конечно, приемлемый уровень цен. О том, как развиваются отношения между авиаторами и торговыми и ресторанными сетями, корреспонденту "АвиаПорта" рассказали в трех московских аэропортах.

Выбор арендатора коммерческой площади

Выбор арендатора коммерческой площади происходит преимущественно на конкурсной основе, в виде запроса предложений. У "Шереметьево" существует две базы данных, из которых он выбирает арендаторов. "У нас имеется собственная база данных, из которой при необходимости или целесообразности мы выбираем подходящих нам арендаторов. Мы самостоятельно анализируем потребности наших пассажиров и на основании этого понимаем, что именно необходимо разместить и какие дополнительные сервисы организовать на территории терминалов. Также мы получаем большое количество предложений от потенциальных арендаторов, которые хотят присутствовать в аэропорту "Шереметьево". Изучив спрос и предложение, мы выбираем арендаторов на конкурсной основе под определенные виды услуг", - говорит начальник управления коммерческой дирекции аэропорта "Шереметьево" Сергей Голубятников.

Для всех московских аэропортов ключевыми аспектами выбора арендатора являются качество предоставляемых услуг, ассортимент, профессиональный опыт компании, количество реализованных проектов. "Факторов много, но главное - возможность компании в полной мере удовлетворить потребности клиентов. Аэропорт старается привлекать только лидеров, поскольку важно, чтобы компания, начинающая работу в аэропорту, была лучшей в своем сегменте", - отмечает представитель пресс-службы аэропорта "Домодедово". В пресс-службе "Внуково" добавляют, что при выборе арендатора учитывают ставку арендной площади, историю договорных отношений с аэропортом, надежность арендатора (отсутствие арестованных счетов, репутация, учредители).

Взаимоотношения между аэропортом и арендаторами

У каждого аэропорта свой подход в отношениях с арендаторами, однако наиболее распространенные формы - аренда, либо концессия. Во "Внуково" наибольшую популярность имеет аренда, в отдельных случаях возможны взаимоотношения в форме концессии. Аэропорт "Домодедово" использует комплексный подход в отношениях с арендаторами: аренду с элементами концессии. В любом случае, специалисты аэропорта контролируют качество работы арендаторов.

С.Голубятников рассказывает: "Между аэропортом и арендатором выстраиваются комплексные отношения. В наиболее востребованных местах для осуществления торговли и ведения бизнеса устанавливается концессия. Мы назначаем концессионеру ставку аренды в процентном отношении от оборота. Но в тоже время мы себя страхуем: эти проценты не должны быть меньше определенной суммы, которую мы устанавливаем как минимальный платеж. В местах менее интересных с позиции коммерции действуют другие отношения: мы устанавливаем обычную арендную ставку в соответствии с рынком". По мнению участников рынка, концессионная ставка аренды может достигать 15% от оборота.

"Повышенная ставка аренды приводят к тому, что ценообразование в аэропортах отличается от ценообразования в городе. Это диктует разницу в ценах порядка 20-30%", - рассказывает Валерия Силина, PR-директор корпорации "Ростик Групп". Сейчас ресторанный холдинг "Росинтер" представляет на территории аэропорта "Шереметьево-2" ресторан американской кухни T. G. I. Friday"s, в "Домодедово" - кофейню Costa Coffee". В.Силина также добавляет, что ее компания рассматривает аэропорты и транспортные узлы как перспективные точки для развития.

Больше арендаторов, хороших и разных

Сейчас на территории всех терминалов "Шереметьево" заведения общественного питания представлены весьма широко. Есть значительное количество сетевых ресторанчиков и кофеен: "Шоколадница", TGI Friday’s, "Ростикс", "Уно-пицца", "Крошка-картошка", "Costa Coffee", "Кофемания", "Кофе Хауз", "Елки-Палки", "Сбарро", "Segafredo Zanetti", "Азия Кафе" и другие. На протяжении более 25 лет организацией питания в аэропорту "Шереметьево" занимается компания "Аэропит", которая предлагает широкий выбор концепций питания в различных ценовых категориях (суши, традиционная русская кухня, снек-бары, пиццерии и др.)

С.Голубятников отмечает: "Несмотря на кризисную ситуацию в мире, "Шереметьево" намерено и дальше привлекать новых партнеров". Собеседник констатирует падение активности на рынке, но отмечает, что аэропорт стремится развивать отношения в этом направлении и поэтому ведутся переговоры по привлечению новых игроков в сфере общественного питания на территории аэропорта. "Изменения на рынке, кризисная ситуация в мире, сезонное падение пассажиропотока, безусловно, сказываются и на нас. Но совместно с нашими деловыми партнерами мы находим эффективные решения. Наши партнеры справляются с текущей ситуацией, и пока не было серьезных переговоров с целью перестраховки", - отмечает С.Голубятников.

"Домодедово" представляет своим гостям выбор из почти 150 концессий, которые занимают около 20% общей площади терминала. Не смотря на то, что аэропорт уже предоставляет своим пассажирам возможность выбора из большого количества кафе, ресторанов и баров, вскоре выбор станет еще шире. "Аэропорт "Домодедово" всегда заинтересован в привлечении новых арендаторов", - отметили в его пресс-службе.

Появится ли в аэропорте "Макдоналдс"

Несмотря на обширный выбор, пока ни в одном из столичных аэропортов нет ресторанов быстрого питания "Макдоналдс". У этой ресторанной сети фиксированная ценовая политика и завысить цены на территории аэропорта вряд ли предоставляется возможным. Поэтому значительная часть пассажиров предпочла бы "Макдоналдс", так как цены там могут быть ощутимо ниже, чем в других кафе аэропорта.

По словам директора по недвижимости ООО "Макдоналдс" по Центральной России Олега Амузаева, компания представлена на российском рынке уже 19 лет и все это время не прекращает попытки вести переговоры с заинтересованными сторонами по размещению предприятия на территории столичных аэропортов. "Мы постоянно работаем в этом направлении, встречаемся с представителями аэропортов. Вроде бы никто не против нашего присутствия на территории терминалов, но в тоже время это какой-то вялотекущий процесс. Процедура поиска, подбора и оформления недвижимости - это не простая задача и, к сожалению, иногда невыполнимая, по ряду независящих от сторон причин. Сложно найти компромисс. То условия аренды, то юридическая составляющая, то человеческий фактор, то просто банальное отсутствие недвижимости тормозят процесс", - говорит О.Амузаев.

Первым аэропортом, с которым велись переговоры о сотрудничестве, было "Домодедово". Сначала там не было для "Макдоналдса" площади, а после стороны не смогли договориться юридически: одним из негативных факторов стало то, что аэропорт заключает краткосрочные договоры, а "Макдоналдс" ставит требование о долгосрочном сотрудничестве - заключает договор не менее чем на 15 лет.

"Макдоналдс" также предпринимал попытки присутствия на территории "Шереметьево". По словам С.Голубятникова, недавно безуспешно были проведены переговоры с "Макдоналдс". Как отмечает источник, дело не в финансовой стороне. Аэропорт не побоялся пригласить на рынок торговли такую компанию, как "Макдоналдс", понимая, что ресторан такого ценового уровня нужен на территории аэропорта, однако всех клиентов он к себе не переманит - у кого-то из клиентов достаток выше, они по-прежнему будут пользоваться услугами более дорогих заведений. Но сам "Макдоналдс" опасается, что у него не будет постоянно спроса со стороны пассажиров, подчеркнули в "Шереметьево". В тоже время, О.Амузаев утверждает, что переговоры еще не завершились: компания "Макдоналдс" сделала запрос юридических документов, но пока аэропорт их не предоставил. "Появилась некая пауза, и мы ждем", - добавляет он.

Также О.Амузаев добавил, что было сделано первичное обращение к аэропорту "Внуково". Пока ведется строительство новоготерминала, аэропорт не рассматривает присутствие "Макдоналдса". Но компания надеется возобновить переговоры и планирует свое появление на территории "Внуково" после окончания строительства.

Несмотря на локальные трудности, директор по недвижимости "Макдоналдс" оптимистично смотрит в будущее: "Мы надеемся на выход нашей компании на территорию аэропортовых терминалов. Мы будем возобновлять переговоры, если найдем взаимопонимание с другой стороны".

В настоящее время аэропорты Московского авиационного узла динамично развиваются по всем направлениям, в том числе и в сфере неавиационной деятельности в части организации питания на территории терминалов. Все начиналось с небольших закусочных, теперь же в каждом аэропорту существует широкий выбор ресторанов и кафе на любой вкус и достаток. Аэропорты стремятся привлекать брендированные компании с высоким качеством предоставляемых услуг, и это открывает дорогу в терминалы сетевым компаниям, наращивающим свое присутствие не только в городе, но и в аэропортах....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка