О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Остановиться и посмотреть на свой бизнес более тщательно

Марина Букалова, генеральный директор авиакомпании Sky Express

Марина Букалова, генеральный директор авиакомпании Sky Express

- Как отразился кризис на российских авиаперевозках? Каких результатов ждет Sky Express?


- Пока сложно говорить, как отразился на перевозках финансовый кризис. Можно говорить о тенденциях, и тут есть две стороны медали. Первая сторона - это снижение спроса. С ноября все авиакомпании фиксируют снижение спроса на перевозки по всем направлениям. С одной стороны, спад негативно влияет на всех перевозчиков, с другой - это положительный момент для самых расторопных. Это объясняется тем, что крупные авиакомпании снижают провозные емкости, а перевозчики, которые стояли рядом, за счет этого снижения емкостей получают дополнительный пассажиропоток. Что касается Sky Express, то в январе мы зафиксировали увеличение пассажиропотока на 9%, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Таким образом, компания подхватила тех пассажиров, которые стали неинтересны более крупным авиаперевозчикам.

Вторая сторона - это трудности в получении денежных ресурсов. Сейчас стало сложнее возобновлять кредитные линии и открывать новые, но это уже следствие глобального финансового кризиса. Стало понятно, что наличности не хватает, и те компании, которые были завязаны на кредитные ресурсы, испытывают серьезные проблемы в продлении кредитов и получении новых средств. Наша компания еще не начинала пользоваться внешними кредитными ресурсами, а развивала свою деятельность за счет акционеров, так что кредитные проблемы на нас существенно не отразились. Хотя у компании были предпосылки по замещению акционерных ресурсов внешним капиталом, но мы понимаем, что это сейчас не целесообразно.

- Многие компании прогнозируют падение перевозок в 2009 году, какие прогнозы делаете вы?

- Sky Express планирует сохранить существующий пассажиропоток на регулярных линиях и рассчитывает перевезти на этих направлениях порядка 1 млн человек, как и в 2008 году. Мы также можем нарастить объем за счет чартерных программ и новых направлений, которые могут появиться к лету 2009 года. Если говорить конкретно, то мы рассчитываем закончить 2009 год с показателем в 1,35 млн перевезенных пассажиров и увеличить выручку на 80% от того, что имели в 2008 году.

- Многие авиакомпании разрабатывают антикризисные программы. В Sky Express такие работы ведутся?

- Да, мы разработали план санации, который рассчитан на семимесячный период. В нем затронут ряд коммерческих аспектов, а именно: где и как сократить издержки, как повысить эффективность, доходность, занятость кресел и какой должен быть средний тариф по конкретным маршрутам. Согласно этому плану, мы уже сократили провозные емкости на тех маршрутах, на которых требовалось дополнительное финансирование. Так временно приостановили полеты в Казань и Самару. На некоторых маршрутах сократили частоту рейсов. Это было сделано для того чтоб повысить эффективность рейсов и поднять занятость кресел. Также, согласно этому плану, поставлена задача разбавить валютные контракты рублевыми. Кроме всего, перед нами стоит задача повысить регулярность полетов, с которой у нас были проблемы в 2008 году, и одно из главных мероприятий - увеличить резервирование полетов.

- Как влияет девальвация рубля на структуру доходов и расходов авиакомпании?

- У нашей компании бивалютные расходы. Из них порядка 15% приходится на расходы в валюте. Решение вопросов с курсовой разницей может осуществляться следующим образом - заместить валютные расходы рублевыми, или, там где это невозможно, проводить переговоры о снижении стоимости валютных контрактов. Рублевая выручка нас пока устраивает, так как она покрывает расходы и рост девальвации. Также для увеличения выручки стараемся не увеличивать тарифы, а получать больше за счет лучшей занятости кресел, тем самым увеличивая общий доход.

- Очень много говорится о государственной поддержке. Какой, на ваш взгляд, она должна быть, и рассчитываете ли вы на нее?

- Моя позиция по этому вопросу резко отличается от государственного подхода. Я считаю, что поддержка должна оказываться всем компаниям, и все должны получать примерно одинаково. Как мне кажется, наиболее правильным способом оказания помощи было бы предоставление налоговых льгот, а выделением денег должна заниматься банковская система и по рыночным методикам, которые действуют во всем мире: под залоговые схемы, под бизнес планы и т.д. Гораздо эффективнее снизить налоговое бремя для компании. Например, снизить НДС, предоставить налоговые каникулы, сократить или отменить таможенные пошлины на ввоз воздушных судов. Можно сократить или заморозить налоги по зарплате. Механизмов на самом деле много, и это государству не будет стоить живых денег, с неясными перспективами их возврата, а компаниям реально поможет.

- Кризис кризисом, но можно ли выделить плюсы от кризисной ситуации?

- Плюс только один: остановиться и посмотреть на свой бизнес более тщательно, а разобравшись, повысить его эффективность. Когда все растет и развивается, на многие расходы, которые кажутся мелкими, не обращаешь внимание. А теперь это крайне необходимо....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка