О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Финансовый кризис отразился на бизнесе авиакомпаний снижением объемов перевозок

Олег Королев, генеральный директор авиакомпании "Аэрофлот-Карго"

Олег Королев, генеральный директор авиакомпании "Аэрофлот-Карго"

- Как отразился финансовый кризис на российских грузовых авиаперевозчиках?


- Финансовый кризис отразился на бизнесе авиакомпаний, прежде всего, снижением объемов перевозок. Спад начался с ноября 2008 года - вопреки прогнозам мировых аналитиков, которые были актуальны еще в начале осени 2008 года, а также вопреки нашим прогнозам ежегодного увеличения спроса на грузовые перевозки в конце года. Динамика общего объема перевозок на пассажирских и грузовых ВС к аналогичному периоду прошлого года пугающая. Так в ноябре произошло снижение на 9%, в декабре -на 21%, и в январе, по предварительным данным, - на 38%. Но поскольку количество грузовых воздушных судов в январе 2008 и 2009 годов в "Аэрофлот-Карго" отличается, наиболее показательны данные по перевозкам на пассажирских самолетах "Аэрофлота", мы наблюдаем снижение на 22,5%.

Приведенные показатели совпадают с оценками и кризисными прогнозами IATA и отражают общемировые процессы. Так IATA заявляла, что объемы грузовых авиаперевозок сократились в декабре 2008 года почти на 22,6%, что является "шокирующим и беспрецедентным результатом". Общие убытки авиакомпаний за год превысили $5 млрд.

Сокращение объемов перевозок связано с общими экономическими явлениями - снижением оборотов торговых сетей и сокращением активности в сфере промышленности. Поскольку произошло общее затоваривание, и с началом кризиса снизился спрос именно на дорогие товары, требующие срочной доставки, первыми ощутили изменения именно авиаперевозчики грузов. Спад в сфере промышленного производства на территории России также отразился на нас - порядка 25% грузопотока компании составляет промышленное оборудование и комплектующие для конвейеров, которые требуют срочной доставки. Наряду с этим, жизнь авиаперевозчиков осложнил кризис в банковской сфере. Обслуживание эксплуатируемых воздушных судов, обновление парка ВС - все это возможно лишь благодаря кредитным средствам.

- Как вы скорректировали свои планы, какие видите способы выхода из сложившейся ситуации?

- Очевидно, что доходы предприятия будут ниже не только изначально запланированных, но и тех, что фигурировали в прогнозах середины декабря 2008 года, когда мы корректировали план. В этой связи главная стратегия на краткосрочный период - сократить расходы предприятия. Сейчас мы не имеем возможности работать в убыток в низкий сезон, в расчете на компенсацию этих затрат в период пикового спроса. Поэтому некоторые программы, направленные на быстрый рост, приостановлены до лучших времен. Открытие новых линий перенесено на весну-лето, если экономическая конъюнктура к тому времени станет благоприятнее. На некоторых регулярных маршрутах сокращены частоты, некоторые рейсы объединены. Это нормальная практика работы авиакомпании, которая идет в ногу с рынком и корректирует свою активность в зависимости от колебаний спроса. При этом мы много работаем над повышением уровня сервиса, активизируем работу с пассажирской сетью, оптимизируем скрытые ресурсы.

- Стоит ли рассчитывать на господдержку, и какой она должна быть?

- Да, на господдержку непременно стоит рассчитывать. И вовсе не обязательно это должны быть прямые вливания в отрасль или определенную компанию, новые кредиты и прочее. Есть масса сфер, где государство может оказать помощь перевозчикам, что называется, в рабочем порядке. Первое, что должно быть сделано, это гармонизация таможенных правил и приведение этих правил к единому знаменателю с мировыми стандартами. Унификация системы таможенных правил не просто облегчит работу грузоотправителям и грузоперевозчикам, но заметно оживит рынок. Упрощение процедур таможенного оформления импорта и транзита через нашу страну снизит себестоимость перевозки, что может явиться стимулом к росту спроса на данный вид услуг. Второе - скорейшее подтверждение возмещения налоговыми структурами тех денежных средств, которые должны быть возвращены предприятию из государственного бюджета по предоставленным документам. Если предприятие крупное, то и суммы немалые, они позволили бы компании пережить период кризиса в экономике без кассового разрыва. Но сегодня процесс возврата занимает так много времени, что порой предприятие не доживает до счастливого дня... В период снижения спроса, когда авиаперевозчики переживают острый недостаток оборотных средств, скорейший возврат НДС из государственного бюджета сильно поддержал бы и нашу компанию, и других. Очень важно, что снижение цен на авиатопливо уже оказало реальную поддержку авиаперевозчикам. Но еще больше бы нам помогло приведение ценообразования в России к общемировому стандарту....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка