О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Процентные ставки по кредитам выросли на 15%

Дмитрий Монастыршин, заместитель начальника отдела анализа предприятий и отраслей Промсвязьбанка

Дмитрий Монастыршин, заместитель начальника отдела анализа предприятий и отраслей Промсвязьбанка

- Сохранился ли интерес финансовых институтов к российскому авиабизнесу?


- В России в течение последних семи лет растет объем перевозок, причем темп роста рынка в 2-3 раза выше, чем среднемировой. Авиакомпании приобретают новые воздушные суда, растет численность занятых в отрасли. Авиационные компании генерируют значительный денежный поток, обслуживание которого, безусловно, интересно для банков. Вместе с тем есть ряд факторов, ограничивающих инвестиционную привлекательность российских авиакомпаний, а именно: низкая рентабельность, высокая долговая нагрузка, высокий уровень износа воздушного парка и его неконкурентоспособность по сравнению с зарубежными аналогами.

- Какие сейчас предлагаются способы кредитования? Как изменились условия по кредитным линиям?

- Для финансирования авиакомпаний используется самый широкий спектр банковских продуктов: овердрафты, залоговое кредитование, кредитование под залог акций, лизинг, факторинг, аккредитивы, выпуск векселей, размещение облигаций и акций. В условиях нарастающего финансового кризиса инвесторы стремятся минимизировать риски, поэтому бланковое кредитование и привлечение финансирования через выпуск ценных бумаг стали практически недоступны.

В результате кризиса значительно возросли риски невозврата средств заемщиками, выросла стоимость привлечения ресурсов банками, появились высокодоходные инструменты. Это все отражается на условиях предоставления финансирования. Процентные ставки по кредитам выросли в валюте на 5%, в рублях - на 15%. Сократились сроки предоставления средств, как правило, до 1 года, а также выросли требования к залогам и сократились лимиты на высокорисковые инструменты.

- Мы стали свидетелями первых технических дефолтов по облигациям у авиаперевозчиков. Чем это грозит авиакомпаниям и банкам?

- Если авиакомпании все же исполняют свои обязательства по облигациям в рамках технического дефолта, то стороны отделываются легким испугом. Гораздо проблематичнее ситуации, когда авиакомпании не могут рефинансировать текущие обязательства, и технические дефолты перерастают в реальные. Можно привести примеры "ЭйрЮнион", "КД авиа" и "Сибирь". Худший сценарий развития такой ситуации - банкротство и ликвидация авиакомпании, распродажа имущества с существенным дисконтом. Инвесторы, в свою очередь, несут убытки от невозврата средств, и надолго теряют доверие к отрасли. В силу того, что большая часть имущества авиакомпаний находится в залоге у банков, владельцы облигаций оказываются в самом проигрышном положении: при распределении конкурсной массы среди кредиторов очередь до облигационеров скорее всего не дойдет. Реструктуризация долгов может помочь авиакомпании выйти из кризиса, сохранить бизнес и в перспективе рассчитаться с кредиторами. Однако долгосрочные перспективы не всегда могут удовлетворить финансового инвестора, который вкладывал средства на фиксированный срок. Поэтому необходимо выстраивание продуктивного диалога между сторонами....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка