Ассоциация вертолетной индустрии
17 февраля 2009, 15:32
Высадка на склоне
Понятия heliski ("хелиски") и heliboarding ("хелибординг") существуют давно и означают буквально "катание на лыжах и сноуборде с помощью вертолета". А если точнее - доставку лыжников и бордеров в зоны фрирайда на вертолете
Таковы "изысканные блюда", которые в последние годы употребляют все больше любителей зимних экстремальных видов спорта. Придуманы они, чтобы горнолыжники и сноубордисты, катающиеся на неподготовленных трассах, могли исполнить все свои дикие желания. Тут экзотика заключается в том, что катание происходит вне трасс и по целинному снегу. Есть спрос - есть и предложение. Быть "на гребне зимы" с помощью такого вертолетного катания возможно в течение всего года. Зимой к вашим услугам Кавказ, Камчатка, Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан. Летом - Чили, Гренландия, Новая Зеландия, Аргентина.
Если у вас есть хотя бы минимальный опыт катания на сноуборде или горных лыжах, этого достаточно для того, чтобы подарить себе поездку в горы. Нет человека, по-настоящему получающего удовольствие от катания, который не любил бы горные склоны.
Вертолетные горные лыжи и бординг предоставляют неограниченные возможности для выбора спусков по нетронутому снегу. Здесь каждый спуск не похож на предыдущий. Вертолет позволяет выбирать самые лучшие склоны. Гиды-инструкторы не оставляют никаких шансов сбиться с маршрута или заблудиться в лесу. Они оценивают лавинную обстановку, знают от и до все склоны. Группа отважных составляет, как правило, 10-12 человек - столько берет на борт "вертушка". Целина, бугры, лед - сложность выбранных склонов зависит от уровня подготовки группы и стиля катания. Гид выпускает одного участника программы хелиски за другим, указывая каждому место наиболее комфортного, интересного и безопасного спуска, длина которого может достигать 15 километров. У подножия горы фрирайдеров ждет вертолет, который снова поднимает их на вершину. В день можно сделать 3-6 спусков. Безопасность обеспечивается и мастерством пилотов, способных практически в любом месте осуществить высадку лыжников.
И вот - целинный снег, красивый след на горном склоне, на который можно показать, и ощутить гордость за то, что оставил его именно ты. Хелиски и хелибординг практикуется как в ясную, так и в пасмурную погоду. Но определяющим при выборе момента вылета является решение пилотов, дающих заключение о погодных условиях на определенный день.
В Европе хелиски не разрешаются альпийскими странами. В первую очередь это объясняется защитой экологии. Только Италия, Швейцария и Швеция не запрещают использование вертолета для катания на лыжах. Модное увлечение хорошо прижилось и в России. Такого гигантского пространства и разнообразия хелиски нет нигде в мире: Красная Поляна, Эльбрус, Домбай, Урал, Алтай, Байкал, Камчатка. От гор у берегов Черного моря, покрытых субтропическими лесами, до огнедышащих вулканов Камчатки протянулась самая большая площадка мирового хелиски. В высокогорье чаще всего используются вертолеты Ми-8 МТВ, специально предназначенные для работы на больших высотах. Пилоты имеют большой опыт полетов в горах. Транспортный вариант вертолета Ми-8 МТВ имеет внушительную грузовую кабину объемом около 23 кубических метров с большим грузовым люком, усиленным полом, узлами швартовки грузов и прочим. Кабина оборудована грузовыми створками и трапами и, кроме того, имеет сдвижную дверь по левому борту, а вдоль бортов установлены 24 откидных сиденья. Транспортные и пассажирские варианты вертолета могут оснащаться системой внешней подвески грузоподъемностью 3000 кг и лебедкой с бортовой стрелой, позволяющей поднимать на борт на режиме висения грузы весом до 150 кг. Эти средства позволяют осуществлять эвакуацию не только людей и снаряжения, но и оборудования и техники.
На Западе ведущим высотником является многоцелевой Ecureuil /AStar AS350 B3, на котором французский летчик-испытатель фирмы Eurocopter Дидье Дельсаль в мае 2005 года покорил самую высокую точку планеты - Эверест. Перевозчиками также с успехом применяются высотник Chetak (SA-315 Lama), Ecureuil B2 и даже Bell 407, а также некоторые другие модели вертолетов. Кстати, на вертолете Lama еще до французского рекорда был покорен один из гималайских семитысячников.
Оплата транспортных услуг либо почасовая, либо более сервисная - по количеству забросок. В почасовой тариф входит и время поиска лучших целинных склонов, и время нахождения фрирайдеров вне борта вертолета. Во втором случае оплачивается фактическое количество высадок на склон, независимо от количества часов полета.
В обособленный вид активности хелиски выделился в Канаде, причем придумал все это австриец Ганс Гмоз, для которого страна кленового листа стала долгожданным полигоном. На родине ему так и не удалось получить разрешение на проведение такой экстремальной акции. А все начиналось более 40 лет назад с маленького ангара вместо гостиницы и одного вертолета, в который могли поместиться четыре человека. В 1992 году впервые были организованы соревнования по сноуборд-экстриму. Вертолет поднимал участников на вершины диких, неосвоенных гор, и каждому из них предоставлялась возможность проложить свой собственный курс через скалы, обрывы, лавинные участки и расселины ледников. Другие соревнования организовал в 1994 году участник Мировых экстремальных лыжных состязаний (World Extreme Ski Contest) Ник Перата. Но турнир "Царь горы" (King Of The Hill) должен был выявить самого техничного, а не самого экстремального сноубордера.
Экстремальные же спуски по-прежнему повергали непосвященных в ужас. Однако настоящие приключения начинались лишь после соревнований, когда вертолеты и аэропланы забрасывали желающих на неизведанные склоны, по сложности зачастую превосходившие маршруты WESC. Это развлечение было доступно всем - не только "элитным" лыжникам и бордерам.
В обособленный вид активности хелиски выделился в Канаде, причем придумал все это австриец Ганс Гмоз, для которого страна кленового листа стала долгожданным полигоном. На родине ему так и не удалось получить разрешение на проведение такой экстремальной акции.
У нас существует более десятка фирм, организующих хелиски и хелибординг не только в России, но и по всему миру. И тут Камчатка прочно удерживает экзотическое первенство среди экстремалов. Катание происходит со склонов вулканов. Самый высокий вулкан - Ключевская Сопка высотой 4750 метров. Кавказ, и особенно Красная Поляна, - самое доступное место для хелибординга в европейской части России. Час лета из Москвы - и ты уже там, где отличного качества снег, какой есть еще только на Аляске и в Узбекистане. Единственная проблема - очень много народу: вертолеты работают как автобусы, и даже дикие, внетрассовые склоны забиты людьми. Но желающие, конечно, могут отправиться и на Аляску. Вот тут-то хелирайдеров и ожидает настоящий экстрим - склоны с крутизной до 55 градусов и стоимостью трехдневного тура от $5000. Аляску называют Меккой хелибординга. 17 из 20 самых высоких гор США расположены именно здесь, а особенный климат позволяет снегу держаться на 50- и даже 60-градусных склонах. Опасность схождения лавин - минимальная, удовольствия от катания - максимальные.
Вообще, есть районы, предназначенные специально для экстремального катания, — это та же Аляска, Кавказ и, конечно же, Узбекистан. Горы Тянь-Шаня славятся своим необыкновенным снегом, любители хелиски называют его самым быстрым. А есть места, где не только хорошее катание, но еще и фантастические виды. Это уже не чистые хелиски и хелибординг, а целое приключение с незабываемыми впечатлениями. Кроме нашей Камчатки, куда съезжаются фрирайдеры со всего мира, высоко котируются Чили, Гималаи и Новая Зеландия. После выхода "Властелина колец" никто уже не сомневается, что природа в Новой Зеландии фантастически красива. Новая Зеландия наравне с Чили - идеальное место для летнего катания. А вот в Гренландию фрирайдеры прилетают как на другую планету. Дикое, оторванное от цивилизации место со всеми прелестями полярной жизни: белыми медведями, айсбергами и сотнями прекрасных склонов, куда еще не ступала нога человека. Большинство спусков ведут к заливам во фьордах. Это самое дорогое место для хели-катания после Антарктиды. Предложения начинаются от 10 000 евро. Соответственно и охотников здесь покататься - немного.
Одними из последних хелиски были освоены высокогорные районы Эвереста и Аннапурны в Непале, а также район Химачал в Индии. Здесь самое высотное катание в мире, что в комбинации с местным колоритом создает незабываемые ощущения.
Конечно же, этот вид активного отдыха предъявляет особые требования к снаряжению и обмундированию - от защитных шорт и термобелья до специальных часов, показывающих помимо времени высоту, температуру воздуха, наклон склона.
Среди рекомендованных и необходимых единиц снаряжения - жесткие ботинки вроде Salomon F22, оптимальные для катания по разнообразному рельефу, мягкие крепления, прочный шлем и защита от жесткого ультрафиолета и ветра - специальная защитная маска, одноваттные рации, мембранный костюм, нож с обязательными отвертками и, конечно же, биперы. Бипер - маленький приемопередатчик, работающий на стандартной частоте, крепится с помощью специальных ремней на тело под верхнюю одежду, во включенном состоянии излучает сигналы. При переключении в режим поиска определяет направление, расстояние и точку нахождения передающего маяка. Бипер позволяет быстро обнаружить засыпанного снегом человека. Команда фрирайдеров обязательно оснащается радиостанцией. В индивидуальный набор также входят солнцезащитные кремы, запасные перчатки, лавинный зонд и лавинная лопатка. И конечно, нужно не забыть рюкзак, который служит помимо прочего для защиты спины. Если его оставляют в вертолете, то спину приходится защищать дополнительно. Бюджет по снаряжению, включая сноуборд или лыжи, начинается со "скромных" $2000.
Разумеется, для профессионалов привлечение вертолетов позволяет зарабатывать неплохие деньги. Хотя люди, посвященные в авиационные регламенты, знают, чего стоят такие заброски и во что это может вылиться в случае возникновения внештатных ситуаций. И любителям, и профессионалам этот вид активного отдыха предоставляет незабываемые ощущения. И вообще, вертолеты мало кого оставляют равнодушным!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Ассоциация вертолетной индустрии». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции