О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Высадка на склоне

Понятия heliski ("хелиски") и heliboarding ("хелибординг") существуют давно и означают буквально "катание на лыжах и сноуборде с помощью вертолета". А если точнее - доставку лыжников и бордеров в зоны фрирайда на вертолете

Понятия heliski ("хелиски") и heliboarding ("хелибординг") существуют давно и означают буквально "катание на лыжах и сноуборде с помощью вертолета". А если точнее - доставку лыжников и бордеров в зоны фрирайда на вертолете.

Таковы "изысканные блюда", которые в последние годы употребляют все больше любителей зимних экстремальных видов спорта. Придуманы они, чтобы горнолыжники и сноубордисты, катающиеся на неподготовленных трассах, могли исполнить все свои дикие желания. Тут экзотика заключается в том, что катание происходит вне трасс и по целинному снегу. Есть спрос - есть и предложение. Быть "на гребне зимы" с помощью такого вертолетного катания возможно в течение всего года. Зимой к вашим услугам Кавказ, Камчатка, Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан. Летом - Чили, Гренландия, Новая Зеландия, Аргентина.

Если у вас есть хотя бы минимальный опыт катания на сноуборде или горных лыжах, этого достаточно для того, чтобы подарить себе поездку в горы. Нет человека, по-настоящему получающего удовольствие от катания, который не любил бы горные склоны.

Вертолетные горные лыжи и бординг предоставляют неограниченные возможности для выбора спусков по нетронутому снегу. Здесь каждый спуск не похож на предыдущий. Вертолет позволяет выбирать самые лучшие склоны. Гиды-инструкторы не оставляют никаких шансов сбиться с маршрута или заблудиться в лесу. Они оценивают лавинную обстановку, знают от и до все склоны. Группа отважных составляет, как правило, 10-12 человек - столько берет на борт "вертушка". Целина, бугры, лед - сложность выбранных склонов зависит от уровня подготовки группы и стиля катания. Гид выпускает одного участника программы хелиски за другим, указывая каждому место наиболее комфортного, интересного и безопасного спуска, длина которого может достигать 15 километров. У подножия горы фрирайдеров ждет вертолет, который снова поднимает их на вершину. В день можно сделать 3-6 спусков. Безопасность обеспечивается и мастерством пилотов, способных практически в любом месте осуществить высадку лыжников.

И вот - целинный снег, красивый след на горном склоне, на который можно показать, и ощутить гордость за то, что оставил его именно ты. Хелиски и хелибординг практикуется как в ясную, так и в пасмурную погоду. Но определяющим при выборе момента вылета является решение пилотов, дающих заключение о погодных условиях на определенный день.

В Европе хелиски не разрешаются альпийскими странами. В первую очередь это объясняется защитой экологии. Только Италия, Швейцария и Швеция не запрещают использование вертолета для катания на лыжах. Модное увлечение хорошо прижилось и в России. Такого гигантского пространства и разнообразия хелиски нет нигде в мире: Красная Поляна, Эльбрус, Домбай, Урал, Алтай, Байкал, Камчатка. От гор у берегов Черного моря, покрытых субтропическими лесами, до огнедышащих вулканов Камчатки протянулась самая большая площадка мирового хелиски. В высокогорье чаще всего используются вертолеты Ми-8 МТВ, специально предназначенные для работы на больших высотах. Пилоты имеют большой опыт полетов в горах. Транспортный вариант вертолета Ми-8 МТВ имеет внушительную грузовую кабину объемом около 23 кубических метров с большим грузовым люком, усиленным полом, узлами швартовки грузов и прочим. Кабина оборудована грузовыми створками и трапами и, кроме того, имеет сдвижную дверь по левому борту, а вдоль бортов установлены 24 откидных сиденья. Транспортные и пассажирские варианты вертолета могут оснащаться системой внешней подвески грузоподъемностью 3000 кг и лебедкой с бортовой стрелой, позволяющей поднимать на борт на режиме висения грузы весом до 150 кг. Эти средства позволяют осуществлять эвакуацию не только людей и снаряжения, но и оборудования и техники.

На Западе ведущим высотником является многоцелевой Ecureuil /AStar AS350 B3, на котором французский летчик-испытатель фирмы Eurocopter Дидье Дельсаль в мае 2005 года покорил самую высокую точку планеты - Эверест. Перевозчиками также с успехом применяются высотник Chetak (SA-315 Lama), Ecureuil B2 и даже Bell 407, а также некоторые другие модели вертолетов. Кстати, на вертолете Lama еще до французского рекорда был покорен один из гималайских семитысячников.

Оплата транспортных услуг либо почасовая, либо более сервисная - по количеству забросок. В почасовой тариф входит и время поиска лучших целинных склонов, и время нахождения фрирайдеров вне борта вертолета. Во втором случае оплачивается фактическое количество высадок на склон, независимо от количества часов полета.

В обособленный вид активности хелиски выделился в Канаде, причем придумал все это австриец Ганс Гмоз, для которого страна кленового листа стала долгожданным полигоном. На родине ему так и не удалось получить разрешение на проведение такой экстремальной акции. А все начиналось более 40 лет назад с маленького ангара вместо гостиницы и одного вертолета, в который могли поместиться четыре человека. В 1992 году впервые были организованы соревнования по сноуборд-экстриму. Вертолет поднимал участников на вершины диких, неосвоенных гор, и каждому из них предоставлялась возможность проложить свой собственный курс через скалы, обрывы, лавинные участки и расселины ледников. Другие соревнования организовал в 1994 году участник Мировых экстремальных лыжных состязаний (World Extreme Ski Contest) Ник Перата. Но турнир "Царь горы" (King Of The Hill) должен был выявить самого техничного, а не самого экстремального сноубордера.

Экстремальные же спуски по-прежнему повергали непосвященных в ужас. Однако настоящие приключения начинались лишь после соревнований, когда вертолеты и аэропланы забрасывали желающих на неизведанные склоны, по сложности зачастую превосходившие маршруты WESC. Это развлечение было доступно всем - не только "элитным" лыжникам и бордерам.

В обособленный вид активности хелиски выделился в Канаде, причем придумал все это австриец Ганс Гмоз, для которого страна кленового листа стала долгожданным полигоном. На родине ему так и не удалось получить разрешение на проведение такой экстремальной акции.

У нас существует более десятка фирм, организующих хелиски и хелибординг не только в России, но и по всему миру. И тут Камчатка прочно удерживает экзотическое первенство среди экстремалов. Катание происходит со склонов вулканов. Самый высокий вулкан - Ключевская Сопка высотой 4750 метров. Кавказ, и особенно Красная Поляна, - самое доступное место для хелибординга в европейской части России. Час лета из Москвы - и ты уже там, где отличного качества снег, какой есть еще только на Аляске и в Узбекистане. Единственная проблема - очень много народу: вертолеты работают как автобусы, и даже дикие, внетрассовые склоны забиты людьми. Но желающие, конечно, могут отправиться и на Аляску. Вот тут-то хелирайдеров и ожидает настоящий экстрим - склоны с крутизной до 55 градусов и стоимостью трехдневного тура от $5000. Аляску называют Меккой хелибординга. 17 из 20 самых высоких гор США расположены именно здесь, а особенный климат позволяет снегу держаться на 50- и даже 60-градусных склонах. Опасность схождения лавин - минимальная, удовольствия от катания - максимальные.

Вообще, есть районы, предназначенные специально для экстремального катания, — это та же Аляска, Кавказ и, конечно же, Узбекистан. Горы Тянь-Шаня славятся своим необыкновенным снегом, любители хелиски называют его самым быстрым. А есть места, где не только хорошее катание, но еще и фантастические виды. Это уже не чистые хелиски и хелибординг, а целое приключение с незабываемыми впечатлениями. Кроме нашей Камчатки, куда съезжаются фрирайдеры со всего мира, высоко котируются Чили, Гималаи и Новая Зеландия. После выхода "Властелина колец" никто уже не сомневается, что природа в Новой Зеландии фантастически красива. Новая Зеландия наравне с Чили - идеальное место для летнего катания. А вот в Гренландию фрирайдеры прилетают как на другую планету. Дикое, оторванное от цивилизации место со всеми прелестями полярной жизни: белыми медведями, айсбергами и сотнями прекрасных склонов, куда еще не ступала нога человека. Большинство спусков ведут к заливам во фьордах. Это самое дорогое место для хели-катания после Антарктиды. Предложения начинаются от 10 000 евро. Соответственно и охотников здесь покататься - немного.

Одними из последних хелиски были освоены высокогорные районы Эвереста и Аннапурны в Непале, а также район Химачал в Индии. Здесь самое высотное катание в мире, что в комбинации с местным колоритом создает незабываемые ощущения.

Конечно же, этот вид активного отдыха предъявляет особые требования к снаряжению и обмундированию - от защитных шорт и термобелья до специальных часов, показывающих помимо времени высоту, температуру воздуха, наклон склона.

Среди рекомендованных и необходимых единиц снаряжения - жесткие ботинки вроде Salomon F22, оптимальные для катания по разнообразному рельефу, мягкие крепления, прочный шлем и защита от жесткого ультрафиолета и ветра - специальная защитная маска, одноваттные рации, мембранный костюм, нож с обязательными отвертками и, конечно же, биперы. Бипер - маленький приемопередатчик, работающий на стандартной частоте, крепится с помощью специальных ремней на тело под верхнюю одежду, во включенном состоянии излучает сигналы. При переключении в режим поиска определяет направление, расстояние и точку нахождения передающего маяка. Бипер позволяет быстро обнаружить засыпанного снегом человека. Команда фрирайдеров обязательно оснащается радиостанцией. В индивидуальный набор также входят солнцезащитные кремы, запасные перчатки, лавинный зонд и лавинная лопатка. И конечно, нужно не забыть рюкзак, который служит помимо прочего для защиты спины. Если его оставляют в вертолете, то спину приходится защищать дополнительно. Бюджет по снаряжению, включая сноуборд или лыжи, начинается со "скромных" $2000.

Разумеется, для профессионалов привлечение вертолетов позволяет зарабатывать неплохие деньги. Хотя люди, посвященные в авиационные регламенты, знают, чего стоят такие заброски и во что это может вылиться в случае возникновения внештатных ситуаций. И любителям, и профессионалам этот вид активного отдыха предоставляет незабываемые ощущения. И вообще, вертолеты мало кого оставляют равнодушным!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Ассоциация вертолетной индустрии». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка