Интерфакс
19 февраля 2009, 14:56
Не замечать инвалидов
Случай П.Обиуха, инвалиды по зрению, которому сотрудники авиакомпании "Сибирь" не позволили вылететь рейсом в Казань, еще раз доказал: равные возможности для инвалидов и не инвалидов по-прежнему лишь миф
Случай Павла Обиуха, инвалида по зрению первой группы, которому минувшим вечером представители авиакомпании "Сибирь" (S7) отказали в подъеме на борт из-за слепоты, привлек всеобщее внимание. Обсуждать, права или не права компания, теперь, судя по всему, будет суд. Сегодня Павел Обиух заявил, что намерен обратиться с иском в один из московских судов, который решит, насколько соответствуют правила перевозок авиакомпании федеральным нормам. Авиакомпания пока хранит молчание и никак не комментирует произошедшее: и вчера, и сегодня представители S7 от комментариев по данному случаю отказались (отметим, что это будет уже второй случай тяжбы инвалидов с данным авиаперевозчиком).
Из устава авиакомпании S7:
Пассажирам особых категорий, которые заблаговременно не согласовали свой перелет с авиакомпанией, может быть отказано в регистрации на рейс и перелете. К особым категориям пассажиров относятся
- Несопровождаемые дети, которые будут перевозиться под наблюдением перевозчика;
- Тяжелобольные пассажиры, перевозка которых требует специальных условий;
- Больные на носилках;
- Пассажиры, лишенные слуха;
- Пассажиры, лишенные зрения;
- Пассажиры, чья способность передвигаться при пользовании воздушным транспортом ограничена (пассажиры с ограниченной подвижностью, инвалиды в колясках);
- Пассажиры в возрасте старше 75 лет;
- Беременные женщины.
Так или иначе, важнее всего то, что в очередной раз стало очевидно, что инвалиды в нашей стране, по сути, лишены возможности свободного передвижения.
В большинстве стран Европы инвалиды не привлекают к себе внимания. Просто потому, что их появление на улице не является чем-либо из ряда вон выдающимся. Для них оборудованы лифты и пандусы в магазинах, они без проблем могут попасть в общественный транспорт, по специальному звуковому сигналу узнать, когда загорелся зеленый свет на светофоре. Помощь инвалидам не считается зазорной - специальные школы исправно готовят собак-поводырей, а среди студентов обычной волонтерской практикой является сопровождение слепых в поездках и передвижениях по городу.
В России до сих пор инвалиды остаются невидимыми для общества. Появление, скажем, незрячего человека с палочкой способно привлечь всеобщее внимание, инвалиды-колясочники вызывают едва ли не раздражение публики. Лишь часть светофоров в больших городах оборудована тем самым звуковым оповещением, которое позволяет узнать о времени, когда надо переходить дорогу. Пупырчатые "коврики" перед пешеходными переходами, по которым слепые должны риентироваться о приближении к проезжей части, оказались неудобными. Специальные спуски, которыми в отдельных районах заменили бордюры, чтобы инвалидам было проще спускаться с тротуара, оказались слишком высокими. Говорить о том, что пандусы и лифты для инвалидов, равно как и звуковые оповещения для слепых, например, в метро были и остаются редкостью.
Наследие советской эпохи, с первичным культом здорового тела и ударного работника, коими, как полагалось, инвалиды быть не могут, преодолевается с огромным трудом. И в большей степени декларативно. Достаточно вспомнить хотя бы то, что в Москве текущий год является Годом равных возможностей, а Россия в целом с 2009 г. присоединилась к конвенции о правах инвалидов, одобренной Генеральной ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года.. На практике, как мы видим, равные возможности - великая иллюзия, которая вряд ли утешит хоть одного инвалида, отправляющегося за покупками, к врачу или просто к родственникам.
Правда, столичные власти уверяют, что борьба за "мобилизацию" инвалидов продолжается. Так, первый заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила Швецова в январе 2009 г. заявила, что все лифты, которые будут устанавливать в новостройках и при капитальном ремонте домов, оборудуют выпуклыми цифрами. Однако, опять же, несложно посчитать, сколько именно слепых сможет воспользоваться этим бонусом. В 2008 г. та же Людмила Швецова заявляла, что к 2020 г. российская столица должна стать городом равных возможностей. Тогда же она признавала, что "несмотря на позитивные перемены, в Москве, в частности, не в полной мере решена проблема подготовки кадров по вопросам формирования комфортной среды для инвалидов, нет практики типового комплексного приспособления элементов городской сферы".
Между тем, в России в последние годы наблюдается неуклонное увеличение числа инвалидов. Данные Росстата говорят сами за себя: в 2004 г. В нашей стране было 11,4 миллионов инвалидов, в 2005 г. - уже 12,1 миллионов, в 2006 г. - 12,5 миллионов. В 2007 г. Общее число инвалидов составило уже 13,2 миллионов человек. То есть более 13 миллионов человек, которые, как и все мы, хотят работать, свободно передвигаться, иметь возможность получать информацию. Более того, закон им это право предоставляет, но в жизни - и вот ведь удивительно, почему же - все получается совсем иначе....
Авторские права на данный материал принадлежат «Интерфакс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 10, 2025
Аэрофлот открыл мемориальную доску в честь "фельдъегеря Победы" - легендарного пилота, доставившего в Москву Акт о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии в мае 1945 года
Декабрь 8, 2025
Участники Авиационного пресс-клуба соберутся на юбилейную XXV встречу
Декабрь 8, 2025
Путешествие без перегруза
Декабрь 12, 2025
Группа "Аэрофлот" за одиннадцать месяцев 2025 года сохранила пассажиропоток на прошлогоднем уровне
