Ведомости
20 февраля 2009, 11:47
Как погибала "Эйрюнион"
Рост цен на топливо был не единственной причиной краха "Эйрюнион", выяснила Счетная палата. Менеджеры помогали деньгами сторонним структурам и вводили в заблуждение банки, имитируя наличие крупных сумм на счетах авиакомпаний
Счетная палата 13 февраля закончила проверку ООО "Эйрюнион" и трех крупнейших авиакомпаний альянса - "Красэйр", "Домодедовских авиалиний" (ДАЛ) и "Самары" за 2007 г. и первые девять месяцев 2008 г. Аудиторы выясняли причины, по которым альянс допустил в августе - сентябре прошлого года массовые задержки авиарейсов, а потом обанкротился.
Прилетели
Массовые задержки рейсов авиакомпаний "Эйрюнион" начались 19 августа, когда "Сибирь авиа сервис" отказалась заправлять самолеты "Красэйр" из-за долгов. В сентябре перевозить пассажиров альянса стал "Атлант-союз". С 1 октября было отозвано свидетельство эксплуатанта у "Самары", а с 1 ноября - у "Красэйр" и ДАЛ.
"Красноярские авиалинии", "Домодедовские авиалинии", авиакомпания "Самара" - авиакомпании. Основной акционер - государство (51% в "Красэйр", 50,04% в ДАЛ, 46,49% в "Самаре"). Перевозки - 1,24 млн пассажиров (1-е полугодие 2008 г.). Финансовые показатели (РСБУ, 1-е полугодие 2008 г.): совокупная выручка - 11 млрд руб., чистый убыток - 824,8 млн руб.
Причиной краха стало резкое ухудшение финансового положения компаний, "вызванное как внешними факторами, так и неэффективным финансовым менеджментом", говорится в отчете (есть у "Ведомостей"). Аудиторы констатируют, что в 2008 г. рост расходов компаний альянса превышал рост доходов "в основном по причине значительного увеличения затрат на авиатопливо", аренду и лизинг самолетов. Так, расходы на топливо в структуре затрат трех авиакомпаний составляли в 2007-2008 гг. 42,1-45,2%. А общий долг "Красэйр", ДАЛ и "Самары" поставщикам авиакеросина на 1 октября 2008 г. достиг 3,5 млрд руб.
Впрочем, это лишь 11% от совокупной задолженности авиакомпаний. За год и девять месяцев этот показатель вырос почти в 2 раза - с 17 млрд до 32,2 млрд руб., говорится в отчете. Еще большими темпами росла дебиторская задолженность - с 7,3 млрд руб. на 1 января 2007 г. до 17,4 млрд руб. на 1 октября 2008 г.
Но убытки и высокие долги (500 млн руб. за 2006 г. и 3,2 млрд руб. на январь 2007 г. соответственно) не помешали ДАЛ осенью 2006 г. стать поручителем по кредиту Альфа-банка кипрской компании Omosa Trading Ltd. А с февраля 2007 г. по октябрь 2008 г. авиакомпания перечислила рублевый эквивалент $21,4 млн, при том что объем обязательств составлял лишь $15 млн. При этом банк не требовал от ДАЛ гасить кредит. Платежи осуществлялись по поручениям Omosa Trading или по письмам Альфа-банка в адрес офшора.
Владелец Omosa Trading в отчете не указан. Но по состоянию на сентябрь 2008 г. компания владела более 10% акций "Красэйр", говорится в сообщении совета директоров авиакомпании о созыве внеочередного собрания акционеров (опубликовано в газете "Красноярский рабочий"). Братья Борис и Александр Абрамовичи контролировали 40% акций "Красэйр" и почти 49% - ДАЛ. Получается, что авиакомпания платила кредит за одну из их структур. Представитель Альфа-банка комментировать ситуацию отказался.
Кроме того, авиакомпании альянса и "Эйрюнион" постоянно перечисляли друг другу средства. Они не относились к оплате услуг друг друга и не приводили к образованию задолженности. Счетная палата полагает, что транзакции создавали для банков "видимость оборотов на расчетных счетах" и давали "возможность авиакомпаниям получать новые кредиты".
Также "Эйрюнион" контролировала значительную долю выручки авиакомпаний, продавая их билеты, говорится в отчете. В 2007 г. "Красэйр", ДАЛ и "Самара" получили через ООО 67% выручки. Через "Эйрюнион" проходила и часть расчетов. Иногда компания корректировала "очередность и целесообразность" платежей - за аэропортовые услуги, топливозаправочным компаниям, на погашение долгов по зарплате, отмечается в отчете.
Полученные средства "Эйрюнион" не стеснялась ссужать не связанным с авиакомпаниями организациям. Так, нескольким ООО ("Ритм", "Русское дело", "Бизнес-Л" и др.) компания предоставила кредиты на общую сумму 142 млн руб. под 11-13,5% годовых. К 1 октября 2008 г. заемщики рассчитались по долгам, говорится в отчете.
Часть вины за крах авиакомпаний аудиторы возлагают и на Росимущество с Росавиацией. В отчете указано, что госпредставители в советах директоров не обеспечивали должного контроля за действиями менеджмента. В частности, они не инициировали внесение поправок в устав, предусматривающих согласование с советом привлечения крупных кредитов и отчуждения имущества.
Счетная палата направила отчет в том числе в Следственный комитет при прокуратуре и в ФСБ. Источник в прокуратуре говорит, что ведомство изучит материалы на предмет наличия уголовных дел. Аудитор Счетной палаты Михаил Бесхмельницын сказал "Ведомостям", что коллегия Счетной палаты полагает, что под уголовное расследование могут попасть эпизоды с оплатой кредита Omosa и введение в заблуждение банков.
"Ведомостям" вчера не удалось связаться с бывшим гендиректором и совладельцем авиакомпаний Борисом Абрамовичем или с бывшими топ-менеджерами альянса. Но в октябре Абрамович причиной краха называл рост цен на топливо и медлительность чиновников, затягивавших принятие решений об объединении авиакомпаний с передачей контрольного пакета "Эйрюнион" частным акционерам. Возможность вывода активов он отрицал: "Мелочь по карманам не тырим"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 27, 2024
Аэрофлот публикует финансовые результаты за 1 квартал 2024 года по РСБУ
Апрель 25, 2024
Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21 состоится до конца ноября
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 27, 2024
В США создадут новый самолет "Судного дня"