Независимая газета
20 февраля 2009, 12:44
Дальний Восток обидели льготами
Основная масса жителей региона не получит скидок при полетах в европейскую часть страны
"Хочу проинформировать, что решение, по сути, согласовано и принято. Смысл его в том, что жители Дальнего Востока получили возможность использования особой системы цен на такого рода перелеты по категориям", - заявил Медведев в Чите. По словам президента, льготу - платить 50% от тарифа в период с мая по сентябрь - получат только проживающие в этом регионе школьники и студенты от 12 до 23 лет, а также люди старше 60 лет. Такого рода дотации, пояснил Медведев, позволят "довольно значительному числу молодых людей, пенсионеров добираться до центра нашей страны в трех направлениях, наиболее популярных, которые являются или столицей, или перевалочным пунктом, или местом отдыха". Таковыми объявлены Москва, Санкт-Петербург и Сочи.
Сегодня стоимость полета в экономклассе от Владивостока до Москвы в среднем варьируется в пределах от 20 до 30 тыс. руб. - в зависимости от авиакомпании. Хотя бывают предложения и по более низкой цене, но такие места, как правило, расходятся очень быстро. С другой стороны, как отмечает гендиректор компании "2К Аудит - Деловые консультации" Тамара Касьянова, "серьезной проблемой является сезонный фактор - с конца весны до начала осени цена билетов на самолет увеличивается почти в два раза, в итоге стоимость перелета может доходить до 50 тысяч рублей в одну сторону".
Между тем еще в прошлом году обсуждалась вероятность снижения цен, при этом не было столь жесткого ограничения льготных категорий, что давало надежды на возможность пользования этими льготами значительно большему числу дальневосточников. В апреле губернатор Приморского края Сергей Дарькин заявил о том, что стоимость авиабилетов может быть снижена на 10%. По его словам, затраты, которые понесет регион в результате такой компенсации, оценивались в 13 млрд. руб. в год "в расчете на однократные авиаперелеты туда и обратно".
Теперь выходит, что от льготных цен на перелет в европейскую часть России оказались отрезаны представители наиболее трудоспособной и активной части населения этого региона, включая представителей мелкого и среднего бизнеса, формирующего средний класс региона. Отметим, что население Дальнего Востока пострадало в последнее время от решения Москвы повысить пошлины на импорт подержанных автомобилей до заградительного уровня. Мало того что абсолютное большинство дальневосточников ездят на подержанных иномарках, так еще десятки, а то и сотни тысяч жителей региона были связаны с доставкой, сервисом и торговлей такими автомобилями. Этот бизнес давал им средства к существованию и вносил значительный вклад в экономику региона.
Отсечение наиболее трудоспособных слоев дальневосточников от анонсировавшихся льгот на авиаперелеты в центр идет вразрез с неоднократными уверениями федеральных властей о том, что сохранение среднего класса - едва ли не приоритетная задача в условиях нынешнего кризиса. Напомним, что первый замруководителя администрации президента Владислав Сурков в январе заявил, что "необходимо сохранить средний класс, возникший в эпоху Путина, - социальную основу нашего общества".
Эксперты отмечают, что решение руководства страны ввести для части дальневосточников скидки на авиаперелет - явный отход от реформы по монетизации льгот, и без того бездарно проведенной. "Во-первых, введение льгот создаст стимулы для того, чтобы ими воспользоваться тем гражданам, которым они совершенно не нужны, - считает директор департамента стратегического планирования компании ФБК Игорь Николаев. - Во-вторых, совершенно не учитывается тот факт, что ввести льготу довольно легко, но отнять ее через какое-то время будет значительно сложнее. Человек просто привыкает к тому, что у него появляется некое право". Но главная проблема, по мнению аналитика, состоит в том, что жесткие ограничения по возрасту и социальному статусу стимулируют рост напряженности в обществе вообще и на Дальнем Востоке в частности.
Возникают вопросы по реализации обещанных льгот и у юристов. "Если будет принят федеральный закон, то сразу возникнут противоречия с Конституцией, поскольку такая льгота будет явно дискриминационной сразу по нескольким положениям - возрасту, месту жительства и социальному статусу", - считает юрист компании "Николаев и партнеры" Екатерина Ромм. По ее словам, части проблем можно было бы избежать, если бы это было решение не федеральных, а региональных властей. Но у последних нет средств на столь масштабные льготы.
Впрочем, по мнению Николаева, выход будет найден и конституционные основы он вряд ли затронет. Но для него непонятны конечные цели введения таких льгот. "Наверное, это поддержка тех граждан, кто не может выехать в европейскую часть страны из-за ограниченных финансовых возможностей, и помощь авиакомпаниям, которые испытывают кризис из-за падения пассажиропотока, - предполагает эксперт. - Но сразу хочется сказать: когда ставится одновременно несколько целей - ни одна из них не достигается, ибо за двумя зайцами угнаться невозможно. Проблемы Дальнего Востока - дело стратегическое и затратное, но одни только льготы задачи не решат"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции