Российская газета
12 марта 2009, 16:14
Улетные билеты
Возможно, уже через два месяца студенты и пенсионеры смогут летать с Дальнего Востока по льготным билетам. Как их можно купить и сколько будет стоить такой перелет, рассказал министр транспорта И.Левитин
На "Деловом завтраке" в редакции разговор также шел о правах инвалидов на авиаперелеты и о проблеме "диких" маршрутных такси.
Из Хабаровска за полцены
Игорь Евгеньевич, как уже писала "РГ-Неделя", планировалось, что в этом году с 15 мая по 15 сентября все желающие смогут купить льготные авиабилеты, чтобы летать с Дальнего Востока в центральную часть страны и обратно. Но сейчас эта программа будет скорректирована. Так на что могут рассчитывать пассажиры?
Скидка на билет останется прежней - 50 процентов. Но исходя из возможностей федерального бюджета, право на эту льготу получат жители Дальнего Востока до 23 и после 60 лет. То есть молодежь, студенты и пенсионеры.
Скидка будут действовать только летом?
Да, с 15 мая по 15 сентября. Но если останутся деньги, льготные полеты могут быть продлены. Все зависит от того, сколько билетов будет продано и сколько средств в федеральном бюджете.
И какая сумма на такие полеты запланирована?
В этом году - 2,5 миллиарда рублей, а в следующем - 5 миллиардов. Но из 2,5 миллиарда федеральных средств еще надо оставить деньги на содержание 25 аэродромов Якутии, которые объединены в единое унитарное предприятие. Мы также оформляем в унитарное предприятие и камчатские аэродромы, которые тоже надо поддержать из этих средств.
Как можно будет купить льготный билет?
В билетной кассе местные жители должны будут предъявить паспорт, чтобы подтвердить свой возраст. И заплатить 50 процентов от стоимости билета. Например, сейчас максимальная цена авиабилета из Мирного в Москву и обратно составляет 36 тысяч рублей. 18 тысяч заплатит пассажир. Полет Хабаровск - Москва - Хабаровск стоит 26 тысяч. Льготникам он обойдется в 13 тысяч.
И компании согласны с таким режимом: сначала полет, а рассчитаются с ними только через месяц?
Но 50 процентов они получат сразу от пассажира. А остальное гарантирует государство. Думаю, такая система повысит спрос на авиаперевозки. Ведь в категорию льготников попали люди, которые сейчас практически не летают.
Коляску - к трапу!
В марте произошло уже два конфликта, когда незрячего авиапассажира и лежачего больного не пустили в самолеты. Они мучились в аэропортах. Почему это происходит: закон несовершенен или срабатывает "человеческий фактор"?
Сейчас в любых конфликтах, когда пассажиры остаются на земле, аэропорт, к сожалению, остается в стороне. И действительно, вроде бы он билеты не продавал, в контакт с пассажиром не вступал, значит, не несет ответственности за эти проблемы. Хотя я считаю, что у аэропорта должна быть равнозначная с авиакомпанией ответственность за пассажира. Он заключает с перевозчиком договор на выделение слотов, то есть разрешение на перевозку. Но прежде менеджмент аэропорта должен убедиться в финансовой устойчивости авиакомпании. Если компания получает разрешение аэропорта летать при долге в миллиарды рублей, а так было с альянсом "ЭйрЮнион" в Домодедово, значит, у них была какая-то договоренность. И совершенно некорректно, что при массовой отмене рейсов аэропорт оказался вроде бы ни при чем. А государство, отменившее лицензирование на внутренние перевозки, используется в качестве МЧС или "Скорой помощи".
Но аэропорт же не виноват, что у компании возникли финансовые трудности.
Руководители аэропорта должны были предупредить авиационные власти, как только у перевозчика начали накапливаться долги за топливо, что разрешение на вылет ему не дадут.
В 2006 году было отменено государственное регулирование внутренних авиаперевозок. Теперь это вопрос хозяйствующих субъектов. Значит, аэропорт тоже должен отвечать за неулетевших пассажиров.
Руководство аэропорта Хабаровска проинформировало нас заранее о проблемах у авиакомпании "Дальавиа", поэтому там была возможность подстраховаться другими перевозчиками.
А как быть с инвалидами?
Есть федеральные авиационные правила, где прописаны все основные вопросы в отношении пассажиров-инвалидов. На их основе каждая авиакомпания разработала свои внутренние правила. И человеку с ограниченными возможностями, прежде чем покупать билет, необходимо с ними ознакомиться. У каждой авиакомпании свои типы самолетов и условия перевозок.
Но авиакомпании не продают билеты. А агенты не сообщают о том, что их приобрели инвалиды. В основном из-за этого и возникают конфликты.
Значит, авиакомпания должна расторгнуть договор с этим агентством, наказать его. Еще раз хочу сказать, что в правилах все написано. Но их реализация, судя по всему, вызывает серьезные вопросы.
В таком случае регулирующие, надзорные органы должны занять более активную позицию.
Они проверяют, насколько внутренние правила авиакомпаний соответствуют федеральным. Если они не выполняются, пассажир вправе обратиться в суд, в прокуратуру, в общество защиты прав потребителей. Ведь что такое авиабилет? Это договор между пассажиром и авиакомпанией. Надо учиться отстаивать свои права. В условиях рынка государство не может, да и не должно регулировать и проверять каждый рейс. Тогда надо возвращаться к старым временам и все авиакомпании, аэропорты делать снова государственными. Но, на мой взгляд, это неразумно.
"Дикий" маршрут
Недавно руководитель московского департамента транспорта и связи подал в отставку. Одна из претензий - он не смог уследить за маршрутными такси. В городе насчитали 47 "диких" маршрутов. Но это проблема не только столицы. Так можно как-то "приручить" маршрутки?
Ни один руководитель департамента транспорта большого города сегодня, к сожалению, не может полностью решить эту проблему. Он знает только тех, кому выдает лицензии. А как проследить, когда на маршрут выехал нелегальный водитель? Нужно, чтобы на каждой машине были установлены спутниковые системы. И в планах минтранса оборудовать транспортные средства "маячками" ГЛОНАСС. Тогда легче отследить все автомобили. Как только появится в диспетчерском центре маршрутка, не внесенная в базу данных, можно смело ею заняться. Это нелегал. Наша задача, чтобы весь общественный транспорт и машины, совершающие регулярные перевозки, работали с "маячками". В ряде регионов страны сейчас идет такой эксперимент.
Но на это потребуется немало денег - установить приборы на каждый автобус, маршрутку, грузовик.
Идея в том, чтобы установка "маячков" стала техническим требованием при производстве транспортного средства. И автопроизводителям мы уже об этом сказали. Но, к сожалению, отечественные приемники дорогие, стоят они примерно 20 тысяч рублей. Так что пока трудно сказать, когда можно будет поставить дело на конвейер. Но со следующего года, если ничто не помешает, начнем эту работу в полном объеме....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114