О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Катапульта для Окулова

Министр транспорта И.Левитин признался, что намерен сменить гендиректора "Аэрофлота" В.Окулова. Потенциальный преемник - первый вице-президент АФК "Система" В.Савельев

"Я сделал ему [Окулову] предложение занять пост замминистра транспорта, ответа пока нет", - заявил Левитин (цитата по "Интерфаксу"). На пост гендиректора "Аэрофлота" рассматривается несколько кандидатур, в том числе первый вице-президент АФК "Система" Виталий Савельев, отметил чиновник. Савельев выдвинут государством в совет директоров "Аэрофлота". Министр не уточнил фамилии других претендентов, а также когда будет решен кадровый вопрос. Источник, близкий к правительству, предложил "подождать две недели". 25 марта состоится совет директоров авиакомпании. Но будет ли на нем решаться судьба Окулова, собеседник "Ведомостей" не говорит.

Свобода выбора

Снимает и назначает гендиректора совет директоров простым большинством. Но из 11 лишь трое чиновников голосуют по директиве премьер-министра. Остальные - три независимых директора, три представителя НРК, сам Окулов и его первый заместитель Владимир Антонов - голосуют по собственному усмотрению.

"Аэрофлот" - крупнейшая авиакомпания России. Пассажиропоток - 11,6 млн человек (2008 г., с учетом "дочек"). Акционеры: 51% - у государства, около 30% - у Национальной резервной корпорации. Капитализация - $988,4 млн (РТС). Финансовые показатели (МСФО, 9 месяцев 2008 г.): выручка - $3,58 млрд, чистая прибыль - $152 млн.


Окулов подтвердил "Ведомостям" факт предложения от Левитина. Надо оценить последствия, отметил Окулов, ведь "Аэрофлот" "не какой-то проходной этап в жизни, а моя жизнь". Дозвониться до Савельева не удалось. Представитель "Системы" от комментариев отказался.

Старший штурман-наставник, зять Бориса Ельцина Валерий Окулов возглавил "Аэрофлот" в 1997 г. Он вывел компанию из-под влияния Бориса Березовского, чьи ставленники тогда фактически управляли "Аэрофлотом". В 2000 г. компания впервые получила прибыль по международным стандартам - $8,6 млн против $59,6 млн убытка годом ранее. В 2004 г. компания вошла в авиаальянс SkyTeam. Правда, существенный взнос в копилку "Аэрофлота" приносят транссибирские роялти, отмечает аналитик "ВТБ капитала" Елена Сахнова. Это примерно $300 млн ежегодно.

Но в последнее время Окулова преследуют неприятности: на год сдвинут запуск терминала "Шереметьево-3", провалились все попытки приобрести конкурентов как в России, так и за рубежом. Сахнова добавляет, что команда Окулова недооценила кризис. "Аэрофлот" не отказался от ранее заказанных самолетов Airbus. При спаде пассажиропотока компания в них уже не нуждается, отмечает Сахнова.

Но тогда надо менять Окулова на более сильного менеджера из авиабизнеса, каковым Савельев не является, отмечает председатель совета директоров НРК Александр Лебедев. Если Окулова и уволят, то не за недостатки в работе - он "из другой команды", резюмирует бизнесмен. Заявление Левитина, скорее всего, один из способов давления на Окулова. Но тот будет сопротивляться. Окулов "упрямый и не очень боязливый", считает Лебедев.

Видимо, Окулов согласится уйти, полагает источник, близкий к совету директоров "Аэрофлота". Впрочем, не факт, что именно Савельев возглавит "Аэрофлот". Премьер-министр Владимир Путин в кадровых вопросах предпочитает сохранять интригу до самого конца, рассуждает Сахнова....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка