Комсомольская правда - Бишкек
19 марта 2009, 13:57
Пожилой кыргызстанец пролетел 6 часов в пластиковых наручниках
Бортпроводницы посчитали, что инвалид второй группы представляет угрозу для жизни пассажиров
Голливудских фильмов о вооруженных злодеях, проникающих на борт самолета со злыми умыслами и захватывающих воздушное судно, снято предостаточно. В жизни, как и в кино, обычный полет тоже может превратиться для мирных граждан в настоящий ад. Так произошло с пожилой четой, возвращавшейся из Лондона в Бишкек рейсом BD 991 авиакомпании bmi. Только вопреки известному сценарию, на месте "плохого парня" оказался наш 73-летний соотечественник. Стюардессы решили, что старый человек представляет опасность для окружающих.
- В Англию мы вылетели по гостевой визе, - рассказывает его супруга Октамхан Абдрашитова. - Отправились на полгода в гости к сыну. Билеты приобрели в оба конца заблаговременно в бишкекском представительстве авиакомпании bmi.
На чужбине Боромбай Калмырзаев - инвалид второй группы - захворал. Две недели пролежал в больнице под бдительным присмотром медиков. Операцию по удалению аденомы предстательной железы откладывали из-за пониженной свертываемости крови больного. Запланировали хирургическое вмешательство на начало марта. Но вот незадача: муж и жена должны были возвращаться в Киргизию уже 19 февраля.
- В 11.35. по местному времени мы вылетели из Лондона, - вспоминает пожилая женщина. - Примерно через час муж дал мне понять, что хочет в туалет. Я пропустила его в узкий проход. Замешкавшись, не сразу заметила, что он направился в сторону кухни. Когда проход закончился, путь ему преградили три стюардессы. Боромбай дотронулся до одной из них рукой, но тут же, развернувшись, пошел в нужном направлении. Вскоре мы вернулись на свои места…
По словам пенсионерки, не прошло и пяти минут, как вновь появились стюардессы. В руках одной из них были наручники. О чем они говорили, Октамхан Абдрашитова не поняла - иностранным языком не владеет. Не обращая внимания на слезы и протесты женщины, бортпроводницы надели на ее спутника пластиковые наручники и пристегнули желтой лентой к креслу. В таком положении пенсионер провел 6 часов полета.
А вас я попрошу покинуть судно
- Так мы долетели до Алматы - транзитного пункта перелета, - продолжает свой рассказ Октамхан-эже. - Сидевшие по соседству с нами молодые люди с ребенком, прежде чем выйти из самолета, посоветовали: "Эже, не нужно расстраиваться. Успокойтесь. Детям ничего не говорите - для них это будет настоящим ударом. Доберетесь до Бишкека и все забудете". И я подумала: пусть будет так. Но до аэропорта Манас долететь нам не удалось. После того как часть пассажиров покинула в Алматы самолет, ко мне подошли четверо мужчин в форме и заявили о том, что нас высаживают. Выяснилось, что капитан судна написал акт, где сообщил о присутствии на борту якобы неадекватного пассажира, угрожающего жизням других людей. Наземные службы были введены в курс событий еще до приземления самолета…
Оказавшись перед перспективой остаться с больным человеком в чужом городе без денег, пожилая женщина вновь зарыдала: "Что мы такого сделали? - вопрошала она. Очевидцы поддержали: никакой агрессии к экипажу корабля и другим пассажирам пенсионер не проявлял. Какая же необходимость в таких радикальных мерах? "Умру, но не выйду, - категорически заявила кыргызстанка. - Всего 40 минут осталось лететь!". Только командир оказался непреклонен. Упрямой женщине пригрозили: за задержку рейса будете платить большой штраф.
- В разгар разбирательств к нам подошел сам командир судна, - говорит пенсионерка. - Я схватила его за руку - готова была поцеловать. Умоляла не высаживать нас. Но он своего решения не изменил. На требование вернуть в таком случае деньги, потраченные на билеты, отпарировал: "Обращайтесь в представительство авиакомпании, где приобретали билеты". И нас сняли с рейса, привезли в ЛОВД. В медпункте врач провел медицинское освидетельствование мужа. В документе, кстати, написал, что мой супруг совершенно адекватен. Представитель авиакомпании в Алматы указал, что угрозу безопасности полета он не создавал. В последний момент удалось взять показания одного из свидетелей, который в письменной форме подтвердил: "Пожилой мужчина, летевший с супругой, противоправных агрессивных действий не совершал…". Если бы я знала, чем все это обернется, то, конечно, записала бы адреса и телефоны других пассажиров, которые могли бы подтвердить нашу правоту…
После проведения необходимых процедур, сотрудники ЛОВД связались с взрослыми детьми пожилой пары. Мужа и жену отправили в Бишкек на такси. Домой они добрались только утром 20 февраля. По словам младшего сына, отца, два года назад перенесшего инсульт, пришлось заносить в квартиру на руках. Больше суток он отказывался от еды и питья. Боромбай Калмырзаевич - в прошлом хирург, уважаемый человек. Спас тысячи жизней. Сегодня он с трудом самостоятельно передвигается и страдает провалами в памяти. "Может, это и к лучшему, - считают сейчас родственники. - По крайней мере, не помнит всего пережитого ужаса". А вот его супруга, по-видимому, последнее путешествие не забудет никогда.
Дело пахнет судом
- Мы хотим наказать людей, виновных в этом происшествии, - говорит сегодня младший сын Мурат. - Свою претензию, изложенную на бумаге, уже отвез в представительство авиакомпании, в аэропорт Манас. Написал заявление на имя омбудсмена КР. Готовлю жалобу в Human Rights Watch - организацию, защищающую права человека… Пока официального ответа от представителей bmi не последовало. В принципе нас удовлетворило бы, если бы они принесли свои извинения и возместили наши расходы. Но, скорее всего, эти люди просто отмахнутся от нас… Мне уже удалось побеседовать с одной из представительниц авиакомпании. "Ни вас, ни меня на борту не было, - заявила она. - О чем можно говорить?".
Должен сказать, что по прибытии домой мама даже не сразу призналась, что отец летел в наручниках. Говорит, если б не высадили их в Алматы, утаила бы от всех этот вопиющий факт. Сейчас мы готовимся передать документы в суд. Будем требовать возмещения морального и материального вреда. Руководству авиакомпании нужно дать понять: так поступать с людьми нельзя! Они обязаны скорректировать поведение обслуживающего персонала. Родители летают не первый раз. И раньше не происходило никаких эксцессов. Бортпроводникам заранее сообщали, что на борту находится больной человек, и они всегда оказывали знаки внимания, с уважением относились к старику. Что произошло на этот раз? Наверное, виной всему человеческий фактор. Сегодня я намерен потребовать у авиакомпании список пассажиров, летевших тем же рейсом. Надеюсь, люди, ставшие очевидцами данного инцидента, обязательно откликнутся и помогут разобраться в этом деле.
Когда верстался номер
Корреспондент "КП" обратился к представителю авиакомпании bmi с просьбой высказать свою точку зрения на произошедшее ЧП. Однако от комментариев авиакомпания отказалась. Как нам стало известно, в данный момент сотрудники проводят собственное расследование по данному инциденту....
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда - Бишкек». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции