О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Хаб не получился

Глава Росавиации Г.Курзенков пригрозил отозвать сертификат эксплуатанта у калининградской "КД авиа", если авиакомпания до 15 апреля не договорится с банками о займе на погашение долгов перед кредиторами

Глава Росавиации Геннадий Курзенков пригрозил отозвать сертификат эксплуатанта у калининградской "КД авиа", если авиакомпания до 15 апреля не договорится с банками о займе на погашение долгов перед кредиторами

Седьмого апреля "КД авиа" была вынуждена прекратить полеты "в связи с высокой задолженностью перед лизинговыми компаниями". В общей сложности авиакомпания отменила 12 рейсов, из них шесть — в Западную Европу и Израиль. В результате только из калининградского аэропорта Храброво не смогли вылететь несколько сотен пассажиров. Сейчас суммарные долги "КД авиа" превышают 10 млрд рублей, из них более 500 млн компания задолжала за лизинг 17 лайнеров Boeing 737, что привело в конечном счете к аресту самолетов авиакомпании лизингодателями. Своими действиями кредиторы "КД авиа" рассчитывали ускорить выделение средств калининградской авиакомпании в рамках господдержки, обещанной федеральными властями стратегически важным российским предприятиям. Но этот план провалился. Северо-Западная транспортная прокуратура начала проверку "КД авиа" по факту приостановления полетов в целях защиты прав граждан — пассажиров авиакомпании. И хотя уже на следующий день "КД авиа" возобновила выполнение рейсов, авиационные власти официально предупредили перевозчика о возможных негативных последствиях. На специально созванном брифинге Геннадий Курзенков прямо заявил, что если "КД авиа" повторно нарушит федеральные авиационные правила по перевозке пассажиров, то сертификат эксплуатанта у нее будет отозван. По его словам, "КД авиа" должна самостоятельно урегулировать вопросы с лизингодателями о пролонгации отсрочки по платежам. Но никакой дополнительной господдержки она не получит. "Пусть договаривается с банками", — заявил глава Росавиации.

"КД авиа" не первый раз пытается получить от государства различные кредиты и субсидии, угрожая в противном случае приостановить свою операционную деятельность. В конце прошлого года калининградская авиакомпания объявила дефолт по оферте облигационного займа на 1 млрд рублей. Тогда же исполнительный директор "КД авиа" Леонид Ицков впервые признал, что без господдержки авиакомпания не сможет выполнять полеты. В тот раз "КД авиа" спас от банкротства ее крупнейший кредитор — банк "Санкт-Петербург", который несколько месяцев финансировал операционную деятельность авиакомпании. Однако в начале марта банкиры выделять средства "КД авиа" прекратили. В результате руководители авиакомпании направили в Росавиацию телеграмму о планируемом прекращении полетов с 11 марта. Но тогда в дело вмешался губернатор Калининградской области Георгий Боос. Он подписал постановление о предоставлении "КД авиа" гарантии по кредитам на 1,5 млрд рублей. Правда, для их получения "КД авиа" должна выделить из своего состава аэропорт, на который менеджмент авиакомпании предлагает переложить основную долговую нагрузку. Но власти такой вариант раздела не устраивает, поэтому и господдержку "КД авиа", скорее всего, не получит. А сама авиакомпания выбраться из перманентного кризиса просто не в состоянии.

Бизнес-стратегия "КД авиа", предусматривающая создание в калининградском аэропорту Храброво крупного транзитного узла, изначально была ущербной. Несмотря на то что "КД авиа", в отличие от большинства других российских авиакомпаний, имеет право ввозить западные воздушные суда без уплаты таможенных пошлин (в соответствии с законом об особой экономической зоне), эксплуатировать их авиакомпания может только на международных маршрутах и прямых рейсах из Калининграда в другие города России. А, скажем, рейсы из российских регионов в европейские города обязательно должны совершать посадку в Калининграде (в противном случае компании придется заплатить пошлины и налоги на ввезенные западные самолеты). Но российским пассажирам гораздо удобнее летать прямыми рейсами в Европу тем же "Аэрофлотом" или "Трансаэро". А иностранные транзитные пассажиры предпочитают использовать не Калининград, а соседние Франкфурт и Хельсинки, где базируются крупные международные авиакомпании с широкой маршрутной сетью по всему миру. Поэтому воспользоваться в полной мере таможенными льготами и создать эффективный бизнес топ-менеджеры калининградской авиакомпании не смогли. Взяв в лизинг почти два десятка устаревших Boeing 737-300, "КД авиа" буквально за пару лет увеличила объем перевозок в несколько раз, до 1,3 млн пассажиров, но параллельно с этим выросли и долги. В условиях укрепляющегося рубля теоретически авиакомпания могла бы их обслуживать, однако после девальвации это стало невозможно....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка