АвиаПорт.Ru
14 апреля 2009, 11:35
Применение АСКТ позволит экономить более $100 тыс. в год с вертолета
Применение авиационного сконденсированного пропан-бутанового топлива только за счет разницы в цене с керосином поможет авиакомпаниям получить с каждого вертолета экономию более $100 тыс. в год
В регионах нефте- и газодобычи вертолеты являются часто единственным транспортным средством, но только один вертолет семейства Ми-8 в год расходует от 500 до 1000 тонн авиакеросина. "Следует иметь в виду, что только в Западно-Сибирском и прилегающих к нему регионах таких вертолетов более трехсот", - напомнил он.
Топливо АСКТ может находиться на борту летательного аппарата в сжиженном виде под небольшим избыточным давлением (до 0,5 МПа). Оно экологически чище и в 2-3 дешевле авиационного керосина. В нефтегазодобывающих регионах, в которых попутный газ в больших количествах (более 20 млрд. куб. м в год) сгорает в факелах, а авиационный керосин приходится доставлять из обжитых регионов (что увеличивает и без того его высокую стоимость), цена АСКТ может в 3-5 раз отличаться от цены авиакеросина.
Авиационная и нефтегазовая наука (ЦАГИ, ЦИАМ, ГосНИИ ГА и НИПИгазпереработка) еще более 20 лет назад предложила авиации использовать более экологически чистое и, главное, более дешевое чем авиакеросин авиатопливо. Реальность использования сжиженного газа в качестве альтернативного авиатоплива была доказана еще в 1987 году в ходе испытаний экспериментального вертолета Ми-8ТГ, один из двигателей которого (ТВ2-117ТГ) работал на сжиженном бутане. "Этот вертолет летал на всех режимах, характерных для Ми-8Т, и показал отличные результаты", - отметил генеральный директор.
В начале 90-х годов ОАО "Московский вертолетный завод им.М.Л.Миля" при активном участии ОАО "Интеравиагаз" создал первый в мире опытно-промышленный образец вертолета Ми-8ТГ, оба двигателя которого могут работать как на АСКТ, так и на обычном авиакеросине, а также на их смесях в любой пропорции. Вертолет прошел и начальный этап испытаний, напомнил В.Зайцев.
Модификация вертолета и двигателей в двухтопливный вариант достаточно проста и может быть выполнена на любом авиаремонтном предприятии при наличии комплектующих изделий в течение 2-3 недель. Технология производства АСКТ принципиально отработана. Его можно получать практически на всех нефте- и газоперерабатывающих заводах (на некоторых с небольшим дооборудованием). Опытный образец устройства для заправки воздушных судов сжиженным газом и авиакеросином (заправочного модуля) построен по ТЗ "Интеравиагаза", согласованному с МВЗ им. Миля, в ЛИИ им. Громова и испытан в зимних и летних условиях на керосине и сжиженном газе на специализированном топливном стенде в филиале ЦИАМ в г. Лыткарино, сказал гендиректор.
Предлагаемое техническое решение имеет высокую степень готовности, т.к. начальный этап испытаний уже проведен. Имеющийся научно-технический задел и объем выполненных опытно-конструкторских работ позволяет в очень короткие сроки (1-2 года) завершить начатые работы и подготовить необходимую документацию для запуска двухтопливных вертолетов в серийное производство или переоборудования существующего парка вертолетов для работы на газовом топливе. Параллельно можно вести работы по модификации в двухтопливный вариант и самолетов.
"К сожалению, - отметил В.Зайцев, - хотя работы по внедрению газотопливной технологии в авиационную технику включены в ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 гг. и на период до 2015 г.", ни авиационные, ни нефтяные, ни газовые компании, ни руководство северных, сибирских и дальневосточных регионов, которые, казалось бы, в первую очередь должны были бы быть заинтересованы в реализации предлагаемого технического решения способного, кроме того, возродить региональную авиацию, не проявляют к нему никакого интереса"....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции