О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Залезть в Кубинку

Военный аэродром в подмосковной Кубинке решено превратить в первый в России аэропорт для бизнес-авиации. Существовавшая 65 лет авиабаза военно-воздушных сил будет расформирована

Военный аэродром в подмосковной Кубинке решено превратить в первый в России аэропорт для бизнес-авиации. Существовавшая 65 лет авиабаза военно-воздушных сил будет расформирована, базирующиеся в Кубинке пилотажные группы "Русские витязи" и "Стрижи" переведут в Липецк, а компания Сулеймана Керимова "Нафта-Москва" начнет строительство нового терминала.

Разговоры о том, что Кубинка превратится в гражданский аэродром, начались еще осенью. А в начале декабря заместитель председателя правительства Московской области Петр Кацыв сообщил, что вопрос о строительстве Центра деловой авиации в Кубинке решен и на него уже выделено 6,5 миллиарда рублей. План строительства нового терминала должны были составить до конца февраля 2009 года.

От всей истории с Кубинкой веет какой-то странной конспирологией. ЗАО "Аэропорт Кубинка" было зарегистрировано 12 марта 2008 года, владелец — ООО "Нафта-Москва". По словам Ильи Гращенкова, пресс-секретаря министерства транспорта Московской области, проект строительства терминала с самого начала был связан именно с этой компанией. Однако и служащие на Кубинке военные, и владельцы гражданских объектов аэродрома узнали это название из газет. Официальной информации о проекте до сих пор нет. В пресс-службе "Нафта-Москва" подтвердить участие компании в строительстве бизнес-терминала отказались, заявив, что комментариев не дают. Остается непонятным, кого спрашивать о том, как объект Министерства обороны был продан в частные руки.

Еще удивительнее судьба военных, служащих на Кубинке. 18 декабря на авиабазу пришла директива о переподчинении базирующейся в Кубинке 16-й воздушной армии Четвертому центру подготовки и переучиванию летного состава в Липецке. Обеспокоенные военные обратились с запросом в Министерство обороны. Ответ заместителя главкома ВВС по авиации Игоря Садофьева пришел 21 января. "В рамках мероприятий, проводимых в ВС РФ по выходу ВВС на перспективный состав в 2009 году, не предусматривается изменение пункта базирования Центра показа", — было сказано в нем. Летчики успокоились.

Однако немногим позже было объявлено: до конца года 16-я воздушная армия все-таки будет расформирована. Выступив на авиасалоне МАКС-2009, пилотажные группы к 1 декабря 2009 года должны перебазироваться в Липецк. Другие подразделения войдут в состав объединения ВВС и ПВО Ленинградской области.

Гражданский аэроклуб, который базируется в Кубинке, выселяют на улицу.

Чтобы осознать размах проекта Сулеймана Керимова, нужно понять, что же будет потеряно. Базирующийся в Кубинке 237-й гвардейский Центр показа авиационной техники им. И.Н. Кожедуба включает самые знаменитые российские пилотажные группы: "Стрижи", "Русские витязи" и "Небесные гусары". Кубинка известна как главная в стране школа пилотажного мастерства и одна из крупнейших баз российских ВВС, базирующаяся здесь уже 65 лет.

"Протестовать против закрытия базы никто не будет, — говорит "Новой" один из служащих в Кубинке летчиков. — Все люди военные: куда им скажут — туда и поедут. Или просто уйдут из армии".

По словам Ильи Гращенкова, один из плюсов Кубинки как базы для будущего аэродрома состоит в том, что там сосредоточено много опытных военных пилотов, которых при необходимости можно переспециализировать в гражданские.

Итак: допустим, лицо российской военной авиации отправляется в Липецк. Оправдывается ли это целями проекта?

Единого аэропорта для бизнес-авиации в России действительно нет, хотя под частные рейсы выделены терминалы во всех трех московских аэропортах. Как считает Юрий Типцов, финансовый директор компании "Бизнес-авиация", все они не отвечают нуждам авиакомпаний: не хватает стоянок и ангаров, мало слотов (разрешений на вылет), частным бортам приходится взлетать и садиться между регулярными рейсами, подстраиваясь к их расписанию. Единый бизнес-терминал нужен.

"Кто поедет за 70 километров от Москвы по пробкам? — соглашается директор компании Jet-2000 Сергей Мальцев. — Скорее всего, кто-то просто захотел получить инвестиции под этот проект".

По словам Ильи Гращенкова, кроме строительства терминала в Кубинке придется реконструировать взлетную полосу, отремонтировать дороги на подъезде к аэродрому, модернизировать инфраструктуру. "Мы заинтересованы в том, чтобы развивать в Подмосковье бизнес-авиацию, — говорит Илья Гращенков. — Кубинка расположена западнее Москвы, при полетах в Европу самолетам не придется делать круг, чтобы облететь столицу, в этих местах мало стратегических объектов, которые пришлось бы облетать. Минское и Киевское шоссе, по которым можно проехать в Кубинку, быстро реконструируются".

Еще один плюс Кубинки — близость Рублевского шоссе, то есть места, где живут потенциальные пассажиры бизнес-аэропорта. Однако к идее создания его в Кубинке владельцы компаний деловой авиации относятся скептически и переселяться туда пока не собираются. "Построить терминал легко, но кроме него понадобятся инфраструктура для обслуживания техники: стоянки, взлетная полоса под все виды судов, парковки, ангары и хорошая трасса от Москвы, — говорит Юрий Типцов. — А это очень затратно и неизвестно, реализуемо ли".

"Самый известный аэродром для частной авиации расположен во Внуково, — считает начальник коммерческого отдела компании "ИстЮнион" Сергей Сладков. — Клиентов сложно уговорить летать даже из Шереметьева. Раскручивать Кубинку слишком долго, перебазироваться туда — значит рисковать пассажирами".

Впрочем, как соглашаются руководители компаний бизнес-авиации, из-за кризиса рынок бизнес-перевозок упал на 20%, вопрос о новом терминале пока не актуален....
Авторские права на данный материал принадлежат «Новая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка