Военно-промышленный курьер
22 апреля 2009, 11:22
Сердце для "стратега"
Выживание Самарского моторостроительного комплекса жизненно важно для страны
Рабочая группа Минпромторга по мониторингу финансово-экономического состояния системообразующих организаций 14 апреля приняла решение о целесообразности финансовой поддержки самарского двигателестроительного комплекса. По мнению членов группы, необходимо провести дополнительную капитализацию ОАО "Моторостроитель" в размере 2,82 млрд рублей из средств на поддержку стратегических предприятий. Кроме того, СНТК и "Моторостроителю" планируется предоставить госгарантии на сумму 3,5 млрд рублей на срок до 5 лет для получения кредитов в объеме 5 млрд рублей. Также они должны получить субсидии из федерального бюджета на покрытие процентных ставок по кредитам в объеме 0,324 млрд рублей для ОАО "Моторостроитель" и 0,103 млрд рублей ОАО "СНТК им. Н. Д. Кузнецова". Запланировано обсуждение этого вопроса на Межведомственной комиссии по поддержке стратегических предприятий и организаций ОПК под руководством заместителя министра финансов Антона Силуанова.
Надо отметить, что бесперебойная и качественная работа самарских предприятий крайне важна как для поддержания боеспособности стратегической авиации (двигателями марки "НК" оснащены все самолеты 37 ВА: Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160) , так и для обеспечения пилотируемых космических программ, поскольку предприятия комплекса являются монополистами по производству двигателей для ракетоносителей "Союз". Другими словами, самарский комплекс - это действительно стратегически важные для страны предприятия.
Самарский куст сегодня - это три основных предприятия: ОАО "Моторостроитель", ОАО "СНТК им. Н. Д. Кузнецова" и ОАО "Самарское конструкторское бюро машиностроения" (СКБМ). В настоящее время на всех предприятиях комплекса открыто сводное исполнительное производство, наложен арест на имущество и расчетные счета. Совокупный объем кредиторской задолженности превысил 7 млрд рублей при реальном годовом объеме продаж на уровне 3,5 млрд рублей. За 2008 год рост кредиторской задолженности СНТК составил около 300 млн рублей, "Моторостроителя" - около 1 млрд.
Несмотря на то что государственные пакеты акций "Оборонпром" получил только в начале этого года, на протяжении всего 2008-го корпорация активно участвовала в реализации мер по предотвращению банкротства предприятий комплекса. В частности, были получены государственные субсидии на ОАО "СНТК им. Н. Д. Кузнецова" в размере 0,676 млрд рублей, на ОАО "Моторостроитель" - 1,17 млрд рублей. Привлеченные средства были направлены на погашение долгов по заработной плате и налогам в федеральный и местные бюджеты. Корпорация предоставила предприятиям самарской группы займы на общую сумму 615 млн рублей, а также выдала поручительства перед банками на общую сумму 2,12 млрд рублей. Но для выведения самарского комплекса из кризиса этих мер оказалось недостаточно.
Однако привлечение бюджетного финансирования - это хоть и необходимая, но не универсальная мера для возрождения полноценного серийного производства авиадвигателей самарским комплексом. Ведь простое закачивание средств в предприятия при их нынешнем состоянии равноценно бросанию денег на ветер. Достаточно сказать, что сегодня выработка на одного работающего на предприятиях группы в разы ниже, чем на других российских двигателестроительных заводах, и в десятки раз уступает показателям аналогичных иностранных компаний.
В "Оборонпроме" разработали комплекс мер, призванных повысить эффективность работы СНТК, "Моторостроителя" и СКБМ и добиться их рентабельности. Важнейшим и первостепенным шагом в этом направлении должно стать объединение всех трех предприятий и радикальное сокращение издержек, обусловленных их нынешней "переразмеренностью" - неэффективно использующимися производственными мощностями и раздутыми штатами. Речь идет, естественно, не о рабочих, а в первую очередь об административно-хозяйственном персонале. Ведь только в службе продаж ОАО "Моторостроитель" заняты 600 человек - и это на предприятии, работающем в убыток! В 2009-2010 гг. в соответствии с трудовым законодательством на самарских предприятиях будет сокращено в общей сложности до 10 процентов персонала. При этом будут открываться новые вакансии на рабочие специальности.
По словам генерального директора ОПК "Оборонпром" Андрея Реуса, цель проводимых мероприятий - создание на базе ОАО "Моторостроитель" компактного научно-производственного комплекса, обеспечивающего разработку, производство и ремонт авиационных двигателей для стратегической авиации, потребностей космической программы, а также выпускающего оборудование в интересах нефтегазового комплекса.
"Ни о каком закрытии производств речи не идет, - говорит Андрей Реус. - Бренд "Кузнецов" будет сохранен, но при этом инженерный коллектив СНТК сосредоточится на разработке и модернизации агрегатов, в то время как "Моторостроитель" станет единственным серийным заводом в регионе по производству газотурбинных двигателей".
Реализация намеченных мер в комплексе с получением государственных гарантий, которые позволят привлечь банковские кредиты, и продажей избыточного имущества (прежде всего - земли) и непрофильных активов, по мнению руководства ОПК "Оборонпром", позволит стабилизировать ситуацию и обеспечить расчет по кредитам не позднее 2013 г.
Уже есть обнадеживающие новости: "Газпром" размещает заказ на "Моторостроителе" на ремонт ГТУ, успешно продвигаются переговоры с Минобороны по заключению контрактов по линии ГОЗ, "Моторостроитель" выступает подрядчиком работ по космической программе.
Вместе с тем в корпорации рассчитывают и на поддержку со стороны руководства Самарской области. "Мы поддерживаем конструктивные взаимоотношения с администрацией и работаем над поиском оптимальных решений, в частности, по созданию благоприятных условий в обеспечении предприятий электроэнергией, теплом и газом, - говорит Андрей Реус. - Еще один не менее важный момент - это взаимодействие в вопросах трудоустройства высвобождаемых работников предприятий в результате оптимизации численности"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 22, 2025
В преддверии праздника в кемеровский аэропорт пришла новогодняя сказка
Декабрь 22, 2025
В Североморске демонтируют памятник-бомбардировщик - его реставрируют в Санкт-Петербурге
