О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Инвалиды смогут летать

Авиакомпании обяжут создавать условия для перелета инвалидов - специальный законопроект уже внесен в Госдуму

Авиакомпании обяжут создавать условия для перелета инвалидов - специальный законопроект уже внесен в Госдуму.

Вопреки международным договорам и даже российскому законодательству о защите прав инвалидов, действующий Воздушный кодекс РФ не гарантирует гражданам с ограниченными возможностями возможность совершить авиапутешествие, передает корреспондент "Фонтанки".

В частности, он предоставляет авиакомпаниям право в одностороннем порядке расторгнуть договор (проще говоря - выкинуть потребителя без возврата заплаченных за билет денег), "если состояние пассажира требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц".

Авиакомпании трактуют эту норму очень вольно: большинство инвалидов (колясочников, плоховидящих) требует особых условий (например - специальных навыков стюардесс и их внимания). А поскольку таких условий нет - пассажиры с физическими недостатками явно всем "мешают".

Лидером по числу нарушений, выявленных прокуратурой и подтвержденных судебными решениями, стала авиакомпания "Сибирь" (работает под маркой S7): в июне 2008 года ее стюардесса отказалась принять на борт инвалида-колясочницу Наталью Присецкую, а в феврале этого года в самолет не пустили инвалида первой группы по зрению Павла Обиуха. Авиакомпания не признала себя виновной и даже не извинилась за инцидент, но суды в обоих случаях взыскали с недобросовестного перевозчика в пользу инвалидов возмещение нанесенного им морального вреда.

Депутат Госдумы Александр Ломакин-Румянцев предлагает внести поправки в Воздушный кодекс РФ, обеспечивающие соблюдение прав инвалидов. Так, авиакомпании должны будут "оказывать или обеспечивать оказание дополнительных услуг инвалидам с особыми потребностями (с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и иными) по регистрации, доставке и посадке на воздушное судно, пребыванию на нем и высадке из него". Сейчас такая обязанность зафиксирована в утвержденных Минтрансом правилах, но они являются подзаконным актом. Наличие инвалидности также не может быть расценено как угроза безопасности полета.

Автор поправок ссылается на Конвенцию ООН о правах инвалидов, уже подписанную президентом России Дмитрием Медведевым и ожидающую ратификации. Этот международный документ обязывает государства принимать "надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту".

Причем они должны включать "выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности", в частности, средств транспорта, а также "обеспечивать, чтобы частные предприятия, которые предлагают объекты и услуги, открытые или представляемые для населения, учитывали все аспекты доступности для инвалидов", - констатирует Александр Ломакин-Румянцев.

Внесенный 23 апреля законопроект в настоящее время находится у председателя Госдумы.

По действующему законодательству, уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тысяч рублей, а на юридических лиц - еще до 30 тысяч рублей....
Авторские права на данный материал принадлежат «Фонтанка». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка