О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Два в одном

ЗАО "Саратовский авиационый завод" будет реорганизовано. В июне на собрании акционеров предприятия должно быть принято решение о выделении из состава ЗАО двух ОАО - "Развитие" и "Аэродром "Южный"

ЗАО "Саратовский авиационый завод" будет реорганизовано. В июне на собрании акционеров предприятия должно быть принято решение о выделении из состава ЗАО двух ОАО - "Развитие" и "Аэродром Южный". На САЗе утверждают, что реорганизация проводится в рамках антикризисных мер. Аналитики полагают, что шанс для выведения завода из кризиса уже упущен.

Закрытое акционерное общество "Саратовский авиационный завод" готовится к очередной реорганизации. На 8 июня этого года запланировано годовое собрание акционеров, на котором планируется утвердить новую редакцию устава ЗАО "САЗ". Реорганизация предприятия предусматривает выделение из состава ЗАО двух акционерных обществ - ОАО "Развитие" и ОАО "Аэродром Южный". Предполагается, что в ОАО "Развитие" будут аккумулированы непроизводственные активы, не связанные с производством. ОАО "Аэродром Южный" займется приемом и техническим обслуживанием уже эксплуатирующихся самолетов Як-42, а головное предприятие ЗАО "САЗ" полностью сосредоточиться на выпуске комплектующих для авиационной промышленности.

Саратовский авиационный завод (САЗ) создан в 1934 году. Акционировался в 1993 году. В 2004 году "дочка" "Газпрома" - ООО "Газкомплектимпекс" - заказала на САЗе пять самолетов Як-42, выплатив в качестве аванса 335 млн рублей. В предусмотренный договором срок полностью оплаченный самолет собран не был. По инициативе "Газпрома" на САЗе была введена процедура наблюдения, а следом и внешнего управления. В декабре 2008 года Арбитражный суд Саратовской области утвердил мировое соглашение между ЗАО "САЗ" и конкурсными кредиторами. Долг предприятия, составлявший порядка 800 млн рублей, реструктурирован.Сейчас акционерами являются более 6 тысяч юридических и физических лиц. В общей сложности заводом было выпущено 1011 самолет типа Як-40. Самолеты Як-42 и Як-42Д выпускались до 2003 года. Всего САЗ выпустил 188 самолетов этих модификаций. На 1 января прошлого года в эксплуатации находились 126 лайнеров, еще 40 находятся на консервации, 13 списаны, 8 потеряны в авиакатастрофах.

По информации руководства САЗа, предприятие в этом году было переведено на трехдневную рабочую неделю. Общее количество работающих сокращено до полутора тысяч человек. Имеется задолженность по налогам, а также по заработной плате в сумме 20 млн руб. Дебиторская задолженность составляет порядка 100 млн руб. По принятому еще в прошлом году плану оздоровления завода начата реализация излишних производственных площадей (САЗ занимает 87 га, по плану должен занимать не более 40 га. - "Ъ). Однако, как отмечают на ЗАО, в условиях кризиса спрос на производственные площади заметно упал, и продажи сейчас не осуществляются. Сейчас ЗАО "САЗ" проводит ремонт и техническое обслуживание самолетов Як-42 - в работе находятся два самолета, принадлежащие авиакомпании "Тулпар".

По словам помощника директора по связям с общественностью ЗАО "САЗ" Дианы Махмутовой, запланированная реорганизация проводится в рамках антикризисных мер, предпринимаемых менеджментом САЗа.

По словам гендиректора консалтинговой компании "Инфомост" Бориса Рыбака, "ситуация на САЗе пришла к своему логическому завершению". "Никакого продукта, востребованного на рынке он не производит, в ОАК завод не попал, а также необходимо учитывать ту политику, которую преследовал САЗ на протяжении последних 15 лет", - уточнил аналитик.

Сомнительными называет перспективы предприятия и депутат Саратовской областной думы Олег Галкин. "Те меры, которые предпринимаются руководством САЗа, мягко говоря, направлены не на выживание завода, а на сохранение имущественного комплекса", - заметил депутат.

Говоря о предстоящей реорганизации, руководитель комитета регионального развития юрфирмы "Вегас-Лекс" Михаил Сафаров отметил, что она может в рамках законодательства проходить по одному из двух сценариев. Первый, когда акционером вновь создаваемых АО будет выступать юрлицо ЗАО "САЗ", а значит его акционеры станут совладельцами новых компаний лишь опосредованно. Второй - акционерами станут все нынешние держатели ценных бумаг ЗАО. В то же время, считает господин Сафаров, более вероятен первый вариант. В целом, предположил юрист, такая реорганизация позволяет упорядочить структуру бизнеса, улучшить управляемость и "скинуть" непрофильные активы.

Между тем, руководитель аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев считает, что шанс что-либо исправить путем выделения новых предприятий, уже упущен. "С одной стороны, прецедент положительного влияния выведения непрофильных активов в России имеется, - заметил он. - Однако существующая продукция в виде самолетов Як-42 уже не перспективна. Рынок ремонта и запчастей постепенно, но динамично будет изыматься. К середине будущего десятилетия число эксплуатируемых Як-42 станет настолько малым, что никакого экономически оправданного бизнеса не останется". В областном правительстве ситуацию на заводе и грядущую реорганизацию никак не комментируют....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ-Саратов». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка