О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Эво Моралес заправился топливом ВР

В минувшие выходные власти Боливии национализировали местный филиал британской компании Air BP

В минувшие выходные власти Боливии национализировали местный филиал британской компании Air BP. Хотя BP была не против уступить властям контроль над компанией в обмен на денежную компенсацию, президент Эво Моралес решил отправить на захват объектов Air BP военных. Силовая национализация западных энергоактивов поможет господину Моралесу получить поддержку беднейших слоев населения и выиграть досрочные президентские выборы, намеченные на декабрь.

Главной новостью в Боливии в минувшие выходные стала силовая национализация компании Air BP - "дочки" британского энергетического гиганта. Местные каналы постоянно крутили сюжеты о том, как боливийская армия занимает штаб-квартиру компании в городе Санта-Круз на востоке страны. Первым о решении национализировать Air BP объявил президент Эво Моралес, выступая на первомайской демонстрации в Ла-Пасе перед тысячами своих сторонников.

Объявление о переходе Air BP под контроль госкомпании Yacimientos Petroliferos Fiscales Bolivianos (YPFB) было приурочено к трехлетней годовщине президентского указа о национализации нефтегазового комплекса страны. Иностранные компании, работавшие в этом секторе, были обязаны в течение 180 дней передать YPFB контрольные доли во всех проектах или покинуть страну. Большинство западных компаний, работавших в разведке и добыче (общие запасы газа в Боливии оцениваются в 1,5 трлн кубометров), согласились на предложенные условия сделки.

Единственной крупной компанией, которой не удалось договориться с Ла-Пасом, стала именно BP. В январе этого года президент Моралес лично возглавил захват газовых месторождений компании Empresa Petrolera Chaco, 60% в которой принадлежали британцам. Как отмечали тогда аналитики, захват компании имел и политический подтекст - 24 января в стране проходил референдум о внесении поправок в конституцию, которые позволили бы Эво Моралесу переизбраться на второй срок. Громкая акция позволила президенту в очередной раз предстать главным защитником национальных интересов и получить поддержку 60% населения.

Новая громкая акция в отношении BP вызвала недоумение ее руководства. "Мы очень удивлены самой процедурой перехода нашей компании под контроль YPFB. Мы и до того были не против такого перехода, о чем правительство знало", - заявил представитель компании. Особенно удивительно вмешательство военных выглядит на фоне размера компании. В глобальном масштабе Air BP является крупным подразделением BP по обслуживанию аэропортов, компания торгует в основном топливом и горюче-смазочными материалами. Однако в Боливии Air BP принадлежат объекты в 12 местных аэропортах, а штат - всего 90 человек. Более того, уже после захвата компании министр топлива и энергетики Оскар Кока Антесана объявил, что в течение 120 дней будет произведена оценка активов и BP получит компенсацию.

Похоже, причиной силового захвата Air BP вновь стала политика. Дело в том, что уже 6 декабря Эво Моралесу предстоят досрочные выборы, в случае победы на которых он останется у власти до 2014 года. Национальный конгресс, в котором президентская партия MAS не обладает конституционным большинством (72 места из 130), не хотел утверждать закон о досрочных выборах. В итоге в середине апреля Эво Моралес объявил голодовку - целую неделю он сидел во дворце и жевал листья коки, запивая их водой. Тем временем его сторонники осадили здание парламента, так что в конце концов депутаты пошли на уступки. Однако избирательная кампания явно не будет легкой - из-за кризиса и снижения цен на нефть доходы бюджета упали, сократилась и помощь от дружественной Венесуэлы, а зарубежные инвесторы (в том числе и "Газпром") не спешат вкладывать в страну деньги, несмотря на подписанные договоры. Вероятно, в этих условиях Эво Моралес решил поддержать свою популярность, прибегнув к уже хорошо опробованному способу....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка