О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Дивиденды уходят в небо

Спустя четыре месяца после запроса "Аэрофлотом" госпомощи совет директоров компании рекомендовал выплатить дивиденды акционерам

Совет директоров крупнейшего российского авиаперевозчика "Аэрофлот - Российские авиалинии" во главе с министром транспорта Игорем Левитиным (на фото) объявил вчера о том, что рекомендует собранию акционеров выплатить дивиденды по итогам 2008 года.

По заявлению компании, ее чистая прибыль вполне позволяет это сделать - она составила 6,044 млрд рублей (на 0,5% больше, чем в 2007 году). Размер возможных выплат акционерам в компании не уточняют.

Справка "Газеты"

Компания ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" была основана 15 июля 1923 года, является членом Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), а также членом альянса SkyTeam. 51,17% акций принадлежит государству, 40,55% находится в собственности юридических лиц (в том числе около 30% контролирует Национальная резервная корпорация Александра Лебедева), 8,28% принадлежит физическим лицам.

В 2008 году компанией было перевезено 9,27 млн пассажиров, что на 13,5% больше по сравнению с 2007 годом. Но 2009 год, по прогнозам IATA, будет кардинально отличаться от предыдущих лет и станет одним из сложнейших в истории международной авиации по причине мирового финансового кризиса и, как следствие, сильного спада объема авиаперевозок. В свою очередь Министерство транспорта РФ прогнозировало падение примерно на 10%. Независимые эксперты делают еще более мрачный прогноз: падение на 20%.

Убытки авиаперевозчиков по всему миру составят в 2009 году, по прогнозу IATA, $4,7 млрд. Выручка авиационной отрасли уменьшится на $35 млрд и составит $501 млрд по сравнению с $536 млрд в 2008 году.


Решение директоров оказалось неожиданным. Оно прозвучало всего через две недели после слов министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной о готовности государства согласиться с тем, чтобы госкомпании не выплачивали во время кризиса дивиденды, направляя средства на развитие. А средства на это "Аэрофлоту", казалось бы, нужны. В конце прошлого года компания запрашивала у государства помощь в размере 4,5 млрд рублей, а также ей были обещаны кредиты от госбанков на $161 млн.

Когда недавно совет директоров "Роснефти" решил выплатить за 2008 год более высокие дивиденды, чем за предыдущий, одним из объяснений было участие компании в "народном IPO". Однако в случае с "Аэрофлотом" эта причина явно не проходит.

Более того, в начале марта тогдашний глава "Аэрофлота" Валерий Окулов заявлял о том, что компания откажется от выплаты дивидендов. По неофициальным данным, новый гендиректор авиакомпании Виталий Савельев на совете директоров также был против выплаты дивидендов.

"Непонятно, как это решение согласуется с ранее сделанными заявлениями о дивидендной политике компаний с государственным участием. Если бы в "Аэрофлоте" было много миноритариев, как в ВТБ, например, то это еще можно было бы понять, а так сложно объяснить причину", - сказал один из аналитиков авиационного рынка.

Чиновник Минтранса, близкий к совету директоров компании, заявил, что вопрос о выплате дивидендов обсуждался на прошлом совете директоров в конце апреля. "Уже тогда представители государства склонялись к выплате дивидендов", - объяснил он.

В секретариате первого вице-премьера Игоря Шувалова, курирующего управление госимуществом, заявили, что решение о выплате или невыплате дивидендов - дело компании.

"Государство не уполномочено давать указания компаниям, где помимо государства есть другие акционеры. Это незаконно", - пояснил пресс-секретарь премьер-министра РФ Дмитрий Песков.

По мнению аналитиков, размер дивидендов едва ли окажется больше прошлогоднего и может составить около 1,5 млрд рублей, из которых государству достанется около 600--650 млн (в общей сложности эта сумма вполне сопоставима с теми 4,5 млрд рублей госпомощи, которые запрашивал "Аэрофлот" в конце прошлого года).

Впрочем, рекомендация выплатить дивиденды еще не означает, что акционеры ею воспользуются. Годовое собрание "Аэрофлота" состоится 20 июня....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка