Эксперт
15 мая 2009, 18:01
"Гжель" закрывается
Нижегородский авиастроительный завод "Сокол" намерен достроить 20 легких турбовинтовых самолетов М101Т, находящихся сейчас в заделе, и закрыть этот проект
В текущем году маркетинговая служба авиазавода изучала потенциальный спрос на рынках воздушных перевозок Африки и Юго-Восточной Азии. Они еще недостаточно освоены компаниями Европы и США, в то же время в странах этого региона нет серьезных производителей легких самолетов, готовых состязаться с западными конкурентами. В ближнем зарубежье надежды связаны с продажами на Украине и в Казахстане, где формируется стабильный спрос на легкие самолеты для чартерных региональных и деловых перевозок.
Самолет М101Т, разработанный ОКБ имени Мясищева (Жуковский, Московская область), - единственный сертифицированный в России самолет компакт-класса. По своему назначению турбовинтовой М101Т является многоцелевым самолетом, предназначенным для использования в пассажирском, грузовом и грузопассажирском вариантах. Самолет способен перевозить до шести пассажиров. Практическая дальность полетов составляет 1,1 тыс. км со скоростью до 420 км/ч. Для М101Т установлен эшелон полета в 7 600 м, где отсутствует "болтанка".
Сертификат Авиационного регистра был получен еще в декабре 2002 года, когда проект создания легкого коммерческого самолета носил название "Гжель". Авиазавод тогда безуспешно предлагал свою разработку крупным компаниям в качестве корпоративного авиатранспорта, но смог вывести ее на рынок только с появлением в 2004 году заказчика в лице подконтрольной "Касколу" московской компании "Авиа менеджмент груп" (АМГ), оператора проекта коммерческих авиатакси Dexter. АМГ приняла в эксплуатацию самолет М101Т в 2006 году и планировала сформировать парк из 200 самолетов производства нижегородского авиазавода. Однако "Сокол", занятый тогда выполнением военных заказов, не смог выполнить контракт. Сейчас АМГ эксплуатирует в качестве авиатакси самолеты швейцарского производства Pilatus PC-12. В прошлом году средний налет на одно воздушное судно составил 65 часов в месяц. До недавнего времени компания совершала межрегиональные перевозки в Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Южном федеральных округах. В 2009 году она вышла на рынки авиаперевозок Урала и Сибири. В дополнение к контракту со швейцарским заводом Pilatus на поставку 25 самолетов Pilatus PC-12 до 2011 года Dexter в 2008 году подписал договор с американским авиапроизводителем Cessna Aircraft на поставку 20 новых реактивных четырехместных самолетов Citation Mustang на сумму 60 млн долларов. В компании отмечают, что оба типа воздушных судов дополняют друг друга и вписываются в концепцию предоставления доступных по цене услуг бизнес-авиации на расстояниях до 2 тыс. км. Аналитики оценивали рынок авиатакси в прошлом году на уровне 5 млн пассажиров и прогнозировали ежегодный рост на 10−15%.
Комментарий эксперта
Михаил Пак, аналитик ФК "Метрополь"
Авиатакси - перспективный бизнес. Рынок межрегиональных перевозок в России развит слабо, компаниям невыгодно эксплуатировать на маршрутах средней дальности большие самолеты, рентабельные при загрузке не менее 60%. В то же время есть потребность в мобильной авиации в бизнес-среде. Поэтому в будущем этот сегмент имеет возможности для развития. Конкуренция производителей легких самолетов достаточно жесткая. М101Т мог бы конкурировать в цене, но он менее экономичен в расходовании топлива и менее комфортен....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции