АвиаПорт.Ru
19 мая 2009, 15:17
"Транзас" представил бортовые комплексы для вертолетов
Группа компаний "Транзас" организовала пресс-тур, в ходе которого журналистов познакомили с аэронавигационными и авиационными компонентами производства. "АвиаПорт" начнет рассказ о продукции группы с комплексов бортового оборудования для вертолетов
На стенде, где отрабатывается работа интегрированного бортового комплекса ИБКВ-17 вертолета Ми-17, приборная доска вертолета выглядит как игрушка. Пять больших экранов TDS-12 с диагональю 12,1 дюйма (разрешение матрицы 1024 х 768 пикселей), расположенных на приборной доске, отображают всю необходимую информацию для обеспечения визуального полета и полета по приборам: пространственное положение, параметры навигации по маршруту, сигналы инструментальной системы посадки ILS и директорные планки управления (при установке пилотажного комплекса вертолета). Кроме того, индикатор имеет специальный кадр для режима "висение", обеспечивающий удобство и точность висения над заданной точкой.
На панели, расположенной между креслами пилотов (штурман такому комплексу просто не нужен), размещаются два цветных дисплея (диагональ 5 дюймов) навигационной системы TNC-1G. Она реализует задачи вычислительной самолетной системы, а именно: решение навигационных задач, работу с аэронавигационной базой данных, работу с маршрутами полета, формирование и выдачу директорных сигналов и команд для автопилота, решение задач по оптимизации полета.
Первое что бросается в глаза - всего пять ярких "телевизоров" вместо огромного количества тусклых стрелочных приборов и массы тумблеров в кабине обычной "восьмерки". Правда запомнить с первого раза, какую кнопку надо нажать, чтобы увидеть ту или иную картинку мне не удалось, естественно нужна подготовка. Но для этого и существуют тренажеры, которые также делает "Транзас". В этом, пожалуй, еще одно преимущество - компания прекрасно знает, что такое тренажер вертолета Ми-8/Ми-17, она же прекрасно знает все нюансы своего комплекса оборудования.
Комплекс ИБКВ-17 обеспечивает пилотирование и навигацию вертолета днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях экипажем, состоящим из двух пилотов, инструментальный заход на посадку (при установке дополнительного оборудования - по II категории), заход на посадку по сигналам GPS/ГЛОНАСС, автоматический контроль работы вертолетного оборудования. Дублированная вычислительная система вертолетовождения обеспечивает непрерывное счисление текущих координат места вертолета и по данным автономных средств навигации коррекцию (автоматическую или по команде экипажа).
Навигационная информация наложена на подвижную карту, на которой выводится изображение подстилающей поверхности, формируемое системой раннего предупреждения приближения к земле и изображение от метеолокатора. Дополнительно может выводиться изображение от различных оптических систем и видеокамер, установленных на борту.
По сравнению со старой кабиной обеспечивается повышение безопасности полета при помощи современных средств навигации, посадки и связи, гарантируется безопасность маловысотного полета за счет применения системы раннего предупреждения приближения к земле вертолетов. Более того, комплекс адаптирован для работы с очками ночного видения.
Принципиально изменились вес и габариты комплекса. ИБКВ-17, "стеклянная" кабина со всеми вычислителями, весит всего 38 кг. То, что сегодня установлено в "восьмерках" (это теперь и кабиной то язык не поворачивается назвать) - 180 кг. Комментарии излишни.
Комплекс разработан в соответствии с требованиями АП-29 и FAR-29, он предназначен для оснащения новых вертолетов Ми-8МТВ-1, Ми-17В-5 или модернизации уже эксплуатируемых вертолетов.
Сегодня ИБКВ-17 проходит летные испытания на Казанском вертолетном заводе. Завершить их планируется в первом квартале 2010 г. Разработка комплекса обошлась "Транзасу" в 600 млн. рублей, примерно столько же КВЗ затратит на испытания.
По оценке генерального директора "Транзаса" по авиационному направлению Виктора Годунова, как минимум шесть ближайших лет в составе комплекса можно ничего не менять. Комплекс решает все мыслимые задачи, а "на подходе нет таких технологий, которые способны изменить облик существующего комплекса", - отметил он.
Аналогичный комплекс "Транзас" создал и для вертолета Ми-38 - ИБКО-38. Те же пять больших экранов индикаторов, в принципе те же функции, тот же интерфейс "человек - машина". А это огромный выигрыш по затратам на обучение пилотов, удешевление эксплуатации вертолетов. ИБКО-38 соответствует требованиям АП-29 и FAR-29, предъявляемым к бортовому оборудованию вертолетов категории А. Комплекс обеспечивает выполнение полетов днем и ночью в различных географических и климатических условиях по воздушным трассам и вне обозначенных трасс. В полете производится непрерывный контроль всех систем, и при отказах осуществляется реконфигурация комплекса без потери информации для экипажа.
Аналогичный комплекс создается и для вертолета Ми-8М, причем МВЗ им. М.Л.Миля жаждет получить его уже летом этого года с тем, чтобы продемонстрировать новинку в составе вертолета на МАКС-2009.
Все комплексы выполнены по принципу открытой архитектуры, что позволяет добавлять в него практически любое дополнительное оборудование.
Комплекс можно дополнить поисковым прожектором TSL-1600, который "Транзас" разработал с учетом особенностей российского бортового оборудования и российских же сложных климатических условий. Дальность действия прожектора - 2 км, причем прожектор также адаптирован для работы с очками ночного видения. Впрочем, прожектор можно устанавливать на вертолетах любого типа с достаточной мощностью электрической системы, и на самолетах. Органы управления прожектором могут размещаться на ручке шаг-газ.
Стоит, пожалуй, упомянуть еще одну разработку "Транзаса", которая не имеет прямого отношения к вертолетным комплексам. Это внешнее светотехническое оборудование на основе сверхярких светоизлучающих диодов. Светодиодный комплекс БАНО рассчитан на стандартные посадочные места и может устанавливаться на летательные аппараты без каких-либо механических и электрических доработок. Энергопотребление комплекта БАНО составляет всего 30 Вт, а наработка на отказ составляет не менее 25 тыс. часов. При этом конструкция БАНО и маяков ударопрочная и устойчива к вибрациям....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции