Lenta.Ru
20 мая 2009, 15:54
Президент без вертолета
Обама начал сокращение оборонных расходов с "борта номер один"
Руководители Белого дома летают на вертолетах американского производства, разработанных компанией Sikorsky, уже более полувека. В 2004 году налет машин VH-3D, которыми пользовались президенты США, начиная с Джеральда Форда, достиг 100 тысяч часов. В качестве "первого борта" сейчас также используются VH-60N White Hawk - VIP-модификация UH-60 Black Hawk. Правда, летный стаж этих машин несколько скромнее.
Вертолет нового поколения VH-71, которому, судя по всему, так и не суждено поступить на службу руководства США, назвать американским можно лишь с натяжкой. Производителем машины является корпорация Lockheed Martin, однако сам проект базируется на основе итальянского вертолета AW101 разработки компании AgustaWestland. В основном он используется в военных целях вооруженными силами некоторых стран, однако применяется, в том числе, и гражданскими организациями.
Объявление о принятии предложений на производство нового "борта номер один" было обнародовано американским военным ведомством в декабре 2003 года. Участие в конкурсе VXX приняли две компании - традиционный поставщик Белого дома Sikorsky и итальянская компания AgustaWestland. Американский производитель предложил в качестве нового президентского вертолета VH-92 - модификацию военно-транспортной машины H-92 Superhawk. Итальянцы представили на конкурс US101, который, в конечном счете, дал рождение VH-71.
Как предполагает издание Rotor&Wing, одним из главных факторов, определивших выбор, стало то, что, в отличие от двухмоторного VH-92, конкурент итальянской разработки был трехмоторным. Аналогичных альтернатив этой машине в Вашингтоне найти не смогли.
Корпорация Lockheed Martin, которая наряду с Bell Helicopter и AgustaWestland занялась разработкой нового "борта номер один", утверждает, что эта машина обладает уникальными качествами. Она оснащена современным оборудованием и коммуникационными системами, аналогичными тем, которые установлены на куда более габаритном президентском самолете.
Вертолет также называют "Овальным офисом в небе" ("The Oval Office in the Sky"). Благодаря этой машине президент США, он же главнокомандующий вооруженными силами, мог бы постоянно оставаться в курсе всех событий и выполнять свои обязанности, независимо от местонахождения.
В январе 2005 года Lockheed Martin и партнеры получили долгожданный контракт Пентагона на разработку и производство вертолетов VH-71 Kestrel. После завершения испытаний производитель планировал заменить устаревшие президентские машины, стоящие на вооружении корпуса морской пехоты США, а затем поставить еще 23 вертолета американским военным. Такое количество VIP-бортов должно было полностью удовлетворить потребности Белого дома.
VH-71 совершил первый полет в июле 2007 года. В 2010 году новую машину должны были официально представить мировой общественности. В настоящее время построено пять вертолетов, которые используются для проведения испытаний. Однако программа VH-71 повторила судьбу других американских оборонных проектов последних десятилетий - за сравнительно недолгое время ее стоимость возросла многократно, что, вероятно, и заставило новую администрацию Белого дома задуматься о целесообразности продолжения проекта.
Достаточно сказать, что на начальном этапе стоимость программы с учетом закупки 28 вертолетов оценивалась в 6,1 миллиарда долларов, тогда как в настоящее время она возросла до 13 миллиардов (по другим данным - до 11,2 миллиарда). При этом стоимость одной машины, согласно информации из открытых источников, сегодня составляет около 400 миллионов долларов. Для сравнения, многоцелевой истребитель пятого поколения F-22 Raptor, который считается самым дорогим в мире, дешевле VH-71 более чем в два раза. Цена президентского самолета, в качестве которого сейчас используется Boeing 747-200B, также ниже.
По предположению экспертов, подорожание программы связано со спецификацией президентского вертолета нового поколения. В частности, на нем установлено сложнейшее оборудование и огромный спектр средств обеспечения безопасности. При этом машина должна брать на борт 14 сидящих человек и преодолевать без дозаправки значительно большее расстояние, чем его прототип AW101. Из-за большой массы вертолеты первой партии VH-71A не соответствовали последнему показателю, поэтому перспективные VH-71B разработчики решили оснастить более мощными двигателями.
В итоге нынешняя администрация Белого дома решила, что столь совершенный и при этом столь дорогой вертолет ей не нужен. В 2009 финансовом году на программу было потрачено 835 миллионов долларов, а согласно новому бюджету, в 2010 году на нее будет выделено всего 85 миллионов. Эти средства пойдут на прекращение работ и обслуживание уже построенных машин. Чем при этом Белый дом рассчитывает заменить нынешние президентские вертолеты, которые начнут списывать уже в 2017 году, пока неясно.
Примечательно, что по сути Барак Обама и его соратники поставили крест на проекте, который на данный момент находится на конечной стадии разработки. Его стоимость, безусловно, до неприличия велика, но по сравнению с общим затратами Пентагона на техническое переоснащение это капля в море, не говоря о том, что значительные суммы на постройку и испытания VH-71 уже потрачены. Получается, что в разгар финансового кризиса президент-демократ решил преподать военным урок экономии на собственном примере. Особо рациональным такой шаг не назовешь. Зато PR-ход получился очень эффектным....
Авторские права на данный материал принадлежат «Lenta.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 18, 2025
Аэрофлот удостоен премии "Время инноваций 2025" за отечественный комплекс техобслуживания и ремонта воздушных судов ИС "КУПОЛ"
Декабрь 22, 2025
Проведена проверка ООО "ЯШЗ Авиа"
Декабрь 22, 2025
Пассажиры Уральских авиалиний встретят Новый 2026 год в небе с праздничным ужином
Декабрь 22, 2025
"ОДК-Пермские моторы" начали обучение персонала работе с системами искусственного интеллекта