О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Сибири" прочат жесткую посадку

Аэропорт Владивостока попытался отказать авиакомпании в обслуживании

Несмотря на угрозу руководства международного аэропорта "Владивосток", которое пообещало со вчерашнего дня прекратить обслуживание рейсов авиакомпании "Сибирь" (S7 Airlines) из-за более чем миллионного долга за наземное обслуживание, ситуация не сказалась на графике рейсов компании. И "Сибирь", и Росавиация вчера сообщили о том, что все полеты на Дальний Восток выполняются в штатном режиме. Эксперты отмечают, что в период кризиса большинство компаний сталкиваются с проблемами, однако ситуация с "Сибирью", несмотря на наличие многомиллиардного долга, не является поводом, чтобы проводить аналогии с авиакомпанией AiRUnion, которая обанкротилась в прошлом году.

"Задолженность сибирской авиакомпании, а также отказ выполнять условия партнерского соглашения вынудили руководство аэропорта Владивостока принять решение об ограничении в обслуживании рейсов S7 из столицы Приморья с 21 мая на неопределенный срок", - заявила вчера пресс-секретарь владивостокского аэропорта Татьяна Пономаренко. По ее словам, стоимость обслуживания каждого рейса составляет более 300 тыс. руб. "Еще вчера долг "Сибири" составлял 903 тысячи рублей, - уточнила Пономаренко. - Сегодня он вырос до 1,272 миллиона рублей, так как за сутки было выполнено два рейса этой компании". К тому же претензии к "Сибири" высказывал и новосибирский аэропорт "Толмачево", где ее платежи составляют около 50% от всех сборов за аэропортовые услуги.

Впрочем, в беседе с "НГ" пресс-секретарь "Сибири" Ирина Колесникова заявила, что все эти заявления - голословные и никто не прекращал никакое обслуживание. "Просрочки нет, и мы регулярно осуществляем платежи, - пояснила она. - Понятное дело, что платежи все равно немного "зависают", но по договорам у нас нет никаких просрочек и с платежами все в порядке". Согласно договору, "окончательный расчет за услуги, оказанные аэропортом, производится перевозчиком на основании выставленных аэропортом счетов-фактур". По словам Колесниковой, до настоящего момента авиакомпания "Сибирь" не получала счетов-фактур за услуги, оказанные аэропортом в мае. В качестве подтверждения своей информации "Сибирь" опубликовала пресс-релиз, согласно которому все рейсы из Владивостока выполнялись по расписанию, так что "у пассажиров нет никакого повода для беспокойства".

Как сообщили "НГ" в Росавиации, на момент подписания номера в печать в ведомство официальных бумаг от аэропорта Владивостока не поступало, и авиакомпания "Сибирь" в штатном режиме выполняла свои рейсы в этот город. "Но у "Сибири", как и у других авиакомпаний, есть задолженность перед поставщиками и подрядчиками", - отметил советник руководителя Росавиации Сергей Извольский. Впрочем, более точные данные по объему задолженности он назвать отказался.

Между тем часть экспертов еще совсем недавно напоминали о проблемах, с которыми сталкивается "Сибирь" в период кризиса, так что проблемы с Владивостоком могли стать отправной точкой кризиса в компании, по аналогии с компанией AiRUnion, которая обанкротилась в прошлом году и была поглощена новым авиаконцерном "Росавиа".

По данным РИА Новости, в конце прошлого года стало известно, что по поручению Росимущества S7 проверяют представители Минтранса и Росавиации. Чиновники расследовали сообщения о попытках частных акционеров перевести часть активов S7 в авиакомпанию "Глобус", начавшую полеты с марта 2008 года. В декабре 2008 года гендиректор S7 Владислав Филев направил туроператорам письмо с указанием перечислять выручку в "Глобус", но позже это письмо было отозвано. Российские СМИ также сообщили, что частные акционеры S7 продали "Глобус" за долги. К середине февраля 2009 года задолженность S7 по кредитам и займам составляла 10,66 млрд руб., причем лишь 12% этой суммы выдано без обеспечения, а остальное обеспечено поручительствами, имуществом авиакомпании и ее акциями. Причем в залоге у банков находятся практически все активы S7 - от самолетов и двигателей до административных зданий. До конца года авиакомпании необходимо погасить 3,93 млрд руб., тогда как на 1 февраля ее наличность составляла лишь 130 млн руб.

Пока эксперты лишь строят предположения, кому из игроков на рынке может быть выгодно ухудшение положения дел в "Сибири". В самой авиакомпании предпочитают не комментировать такие варианты. "Что касается подоплеки этих событий, то никаких предположений мы не строим, а просто говорим факты", - заявила "НГ" Ирина Колесникова.

В свою очередь, руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев считает, что проводить аналогии с Air Union вряд ли уместно. "Скорее всего действия руководства аэропорта Владивостока были продиктованы собственной тяжелой ситуацией, - считает эксперт. - Тем более что сегодня все испытывают нехватку оборотных средств: как авиаперевозчики, так и обслуживающий персонал". По его словам, все серьезные кредиторы отлично понимают, что банкротство "Сибири" чревато для них огромными потерями. И даже "Росавиа", в наследство которой досталось хозяйство обанкротившейся "Дальавиа", ничего не выиграет. "То, что положение "Сибири" далеко не блестяще - понятно, но говорить о том, что она находится на грани остановки своей деятельности, пожалуй, нельзя, - считает Пантелеев. - К тому же серьезных претензий от кредиторов нет. Я не думаю, что сегодня банкротство "Сибири" - второго по величине внутрироссийского авиаперевозчика - может сыграть кому-то на руку. Конечно, уход конкурента выгоден другим участникам, но выигрыша им это не даст".

"Ситуация в "Сибири" некритичная, хотя и неприятная, - отмечает аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Олег Душин. - Как конкурент для нее может выступать лишь "Аэрофлот", однако все предположения о том, что снижение показателей "Сибири" и ее нынешнее непростое положение выгодно тому или иному авиаперевозчику, нужно оставить на совести СМИ". К тому же сам "Аэрофлот" еще в декабре прошлого года принял окончательное решение о том, что "Сибирь" ему неинтересна....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка