РИА "Новости"
25 мая 2009, 18:13
Игорь Сикорский - основоположник современной авиации
25 мая 2009 года исполнилось 120 лет со дня рождения великого русского авиаконструктора И.Сикорского, почитаемого в качестве одного из основоположников современной авиации
Сикорский фактически был ровесником дела своей жизни - в 1889 году, когда он родился в Киеве в семье врача-психиатра Ивана Алексеевича Сикорского, в различных странах, в том числе и в России, уже шли активные исследования летательных аппаратов тяжелее воздуха. Жизнь будущего конструктора определил сон - как вспоминал сам Сикорский, в 1900 году ему приснился сон, что он находится внутри огромного воздушного корабля. Но взрослые разочаровали 11-летнего мальчика, сообщив, что такие аппараты построены быть не могут.
В 1903 году состоялся первый подтвержденный полет аппарата тяжелее воздуха - в США свой самолет оторвали от земли братья Райт. В этом же году будущий авиаконструктор поступил в Петербургский морской кадетский корпус.
Здесь следует отметить, что российский императорский флот того периода активно изучал и внедрял различные технические новинки, не исключая и воздухоплавания, и многие из выпускников флотских учебных заведений прославились на ниве инженерной и научно-технической деятельности. В 1906 году Игорь Сикорский вышел из корпуса с целью поступления в Киевский политехнический институт (КПИ), который, однако, вскоре оставил.
Уже в 1908 году Игорь Сикорский начал постройку первого своего вертолета, создавая два варианта машины. Однако, в этот период ему не удалось создать аппарат, способный оторваться от земли с человеком на борту, и он переключился на самолетостроение.
Киев этого периода был охвачен авиационной лихорадкой, усилившейся после того, как в городе прочли лекции патриархи отечественной авиационной науки - профессор Николай Жуковский и его ученик профессор Николай Делоне. В КПИ возник авиационный кружок, который возглавили Сикорский и его друг, сын богатого киевского купца Федор Былинкин. Былинкин сумел самостоятельно воспроизвести по картинкам конструкцию самолета братьев Райт, и построить аппарат, который, однако, сгорел из-за утечки топлива.
Совместно с Былинкиным Сикорский построил свой первый аппарат, получивший название в честь обоих изобретателей - БиС-1, на который был установлен двигатель, снятый со второго вертолета постройки Сикорского. Этому самолету также не суждено было взлететь - не хватало мощности двигателя (25-сильный французский "Анзани") в сочетании с низким КПД винта. От земли оторвался следующий вариант машины - БиС-2. Однако слабосильный двигатель подвел и эту машину, разбившуюся в одном из первых полетов. Сикорский, пилотировавший свой аппарат, остался невредим.
В течение 1910-11 годов Сикорский, уже самостоятельно, усовершенствовал конструкцию аппаратов, создав в итоге самолет С-5, который, будучи оснащен более мощным и надежным двигателем "Аргус", сумел подняться в воздух на довольно внушительную высоту - 500 метров, продемонстрировал дальность полета 85 километров и достиг скорости 105 километров в час.
Конструктора заметили. Он начал участвовать в конкурсах, регулярно проводимых военным ведомством, активно изучавшим аэропланы различных типов на предмет их использования в военных целях. Сикорский построил ряд удачных аппаратов различного назначения, однако уже в этот период его начала занимать проблема постройки большого многомоторного самолета.
В начале 10-х годов многомоторный самолет был одной из самых дискуссионных тем в авиационной науке и практике - ряд авторитетных специалистов считали, что постройка тяжелой машины невозможна. Скептики утверждали, что многомоторная тяжелая машина не сможет оторваться от земли даже несмотря на мощность силовой установки, а если и взлетит - то не сможет управляться.
Тем не менее, не обращая внимания на прогнозы скептиков, Сикорский приступил к постройке первой четырехмоторной машины, получившей название "Грандъ". В апреле 1913 года самолет совершил первый полет, побив скептические инженерные замечания. Молва о самолете практически мгновенно разлетелась по всей России и миру. На этом самолете отрабатывались и разные схемы размещения силовой установки. В итоге была принята компоновка, ставшая классической на десятки лет вперед - четыре двигателя в ряд на плоскости.
Машина оказалась весьма удачной, совершив много полетов над Петербургом, и несколько раз вылетая в питерские пригороды. Самолет заинтересовал и самого императора Николая II, который посетил "Грандъ" на аэродроме и беседовал с Сикорским. Вскоре самолет получил новое имя - "Русский Витязь".
Жизнь самолета, однако, оказалась недолгой - 11 сентября 1913 года на самолет, стоявший на аэродроме, упал … двигатель, оторвавшийся от другого аппарата, пролетавшего в этот момент над "Русским Витязем". Летчик Габер-Влынский чудом остался жив и невредим в разрушившемся аппарате. "Русский Витязь" было решено не ремонтировать, а использовать полученный опыт в создании нового аэроплана, которому суждено было стать первым в мире тяжелым бомбардировщиком.
Первый полет самолета, получившего название "Илья Муромец", состоялся 23 декабря 1913 года. Машина обладала выдающимися для своего времени ТТХ - поднималась на высоту до 3000 метров, могла преодолеть расстояние до 500 километров со скоростью более 100 километров в час и несла солидную нагрузку помимо экипажа и топлива, что позволяло рассчитывать на ее военное применение.
Этот самолет совершил первый в России дальний перелет - от Санкт-Петербурга до Киева. По образцу "Ильи Муромца Киевского" было построено несколько машин серии "Б", которые использовались в основном как учебные. Боевыми стали "Муромцы" серии "В" - несколько облегченные по сравнению с прототипом и оптимизированные для военных нужд. В 1914-1915 годах построено свыше 30 экземпляров ИМ-В, большинство из которых оснащалось четырьмя двигателями "Санбим" по 150 л.с. каждый. Были и другие варианты силовой установки, в том числе с русскими двигателями РБВЗ-6 ("Руссо-Балт"), представлявших собой нелицензионную копию британского "Аргуса". Часть машин из-за дефицита двигателей, в то время - крайне высокотехнологичной и сложной продукции, строилась двухмоторными, и также использовалась в учебных целях.
В ходе войны "Муромцы" постоянно совершенствовались - получая более мощное пулеметное вооружение для самообороны, новые бомбы, прицельное оборудование, радиостанции. Бомбардировщики были сведены в соединение - Эскадру воздушных кораблей, численность которой к началу 1917 года составляла 30 машин. Эскадра подчинялась непосредственно Ставке, являясь прообразом современных соединений стратегической авиации.
События 1917 года оборвали судьбу "Муромцев" и самого Сикорского. Его тяжелые самолеты в ограниченном количестве использовались в ходе гражданской войны и после нее, совершив последние полеты в 1923 году. Конструктор же в 1919 году эмигрировал в США, где в течение еще нескольких десятков лет создавал различные самолеты и наконец реализовал свой первый проект, создавая успешно летающий вертолет. Компания Sikorsky Aircraft сегодня является одним из крупнейших производителей вертолетов в мире.
В России же дело Сикорского продолжило следующее поколение авиаконструкторов - тяжелые машины Туполева, Мясищева, Петлякова, Антонова, Ильюшина и других инженеров стали достойными преемниками "Русского Витязя" и "Ильи Муромца" во всех областях применения - от нанесения бомбовых ударов по врагу до перевозки грузов и пассажиров на большие расстояния. И, наверное, неслучайно, что именно в нашей стране был создан как самый крупный в мире бомбардировщик Ту-160 (один из которых называется "Илья Муромец" в честь славного предшественника), так и самые крупные транспортные самолеты Ан-124 и Ан-225....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции