Комсомольская Правда в Самаре
26 мая 2009, 15:28
Высококлассные пилоты сажают виноградники, а стюардессы продают квас
Как поселок Береза выживает после банкротства авиакомпании "Самара"
Мужчина не кокетничает. Он и сам смахивает скорее на разнорабочего. В лучшем случае - таксиста-бомбилу. Всклокоченная шевелюра, темная роба, двухмесячная небритость... Если бы не умные глаза с хитринкой, ни за что не поверила бы, что 44-летний мужчина много лет подряд носил белоснежные рубашки и щеголеватые летные куртки. А еще поднимал в небо сверкающие серебром лайнеры.
- У меня налет 8000 часов, - говорит пилот. - Опыт огромный, здоровье еще о-го-го. И вдруг все это оказалось никому не нужно!
История Олега - одна из восьмисот. Именно столько людей в одночасье оказалось за бортом после банкротства крылатой легенды Поволжья - авиакомпании "Самара". Большинство уволенных всю жизнь прожили в поселке Береза - авиагородке близ Курумоча. Пара улиц, два супермаркета, школа, детсад и три десятка домов. У поселка внешне вид довольно благополучный: во дворах резвится молодняк, взрослые выглядят вполне интеллигентно. Даже в местном магазине "Горилка" редко услышишь мат и ругань. Мужики, решившие таки спиться, заплетающимся языком говорят продавщицам комплименты и благородно отказываются брать сдачу.
Экс-стюардессы примеряют фартуки продавщиц
- На самом деле всем страшно, - говорит Анна Александровна, бывшая стюардесса. - Только и разговоров вокруг - как найти работу. Звоним, встречаемся - одна тема: как жить дальше. Я не белоручка, после банкротства пошла в магазин. Красный фартучек, прилавок... Через месяц сбежала: ну нельзя ходить на работу, которую ненавидишь! Решила пойти дворником. Представьте, нет вакансий! Вот и сидим дома, я и собака, обе голодные. После сокращения дали три месячных оклада, сейчас жду, когда начислят пенсию. Три дня назад деньги у меня закончились, пошла к другу, летчику. Он дал мне тысячу и показал сберкнижку. А там - 2600! Обещали работу 1 июня, до этого буду жить в долг. Если, конечно, будет у кого занять.
- У меня сын тяжело болен, - говорит Светлана Горина, бортпроводник с 22-летним стажем. - Так что сразу после сокращения я пошла в магазин продавцом. Недавно вот до администратора повысили.
Женщина говорит, что рада новой работе: весь день с людьми, все вокруг свои, дом рядом. Но стоило заговорить о прошлом, ее глаза заблестели совсем по-другому. Видимо, "небесные" годы в ее жизни были чем-то большим, чем трудовая биография. Кстати, даже в магазине, среди полок с квасом, бывшая стюардесса выделяется особой статью. Горделивая посадка головы, подчеркнутое спокойствие...
Похоже, женщины из лопнувшей авиакомпании без работы не останутся. Одних "подтянут" за собой устроившиеся поближе к дому подружки. Другие готовы ездить на работу в Самару, хоть это удовольствие не из дешевых: 150 рублей в день. Третьи вспоминают давние навыки, шьют-вяжут на продажу.
- Мужчинам труднее! - в один голос говорят они. Я не сразу понимаю, что в березовском случае это чистая правда.
"Я умею две вещи: летать и не летать"
Фраза эта - профессиональная поговорка пилотов. Чтобы показать, куда после банкротства авиакомпаний закапывают их опыт и знания, потомственный летчик Олег Шведов везет меня на дачу.
- А правда, что у летчиков есть некоторый профессиональный снобизм, когда лучше сидеть без денег, чем идти на грязную работу? - спрашиваю.
- Да какой там снобизм, просто мы больше ничего не умеем делать! - невесело смеется Олег. - Знаете эту профессиональную шутку летчиков? "Я умею две вещи: летать и не летать". Так вот это никакая не шутка. В лучшем случае пилоты умеют еще крутить баранку, как я, например. Большинство и этого не могут. Вот у меня друг-бортмеханик пошел в таксисты. Другой в автосервис ушел. Редчайшие исключения из правила.
Олег перечисляет, как устроились после банкротства авиакомпании его приятели. Один практически спивается, другой устроился в такси, третий в газелисты было подался, но не вытерпел - ушел. Несколько летчиков взяли в Волгоград, но это на сезон. Командный состав подался в Оренбург. Сам Олег разослал свои резюме по всем авиакомпаниям: в Оренбургские авиалинии, "Ютэйр", даже в Москву - в "Руслайн" и "Русэйр". Ответ везде один: хорошо, мы подумаем. Несколько раз пытался устроиться охранником. Ему сказали: за 7000 найдем колхозника, он в рот начальству будет смотреть. А ты - сам начальство, возни с тобой много. Поехал в Самару, в Центр занятости. Предложили работать озеленителем или менеджером по продажам с окладом 10 000 рублей.
- На дорогу уйдет 3500 рэ, - подсчитывает выгоды от такой работы Олег. - На еду столько же... Пока заначка не кончилась, буду искать нормальную работу. Мне семью кормить.
Семья у Олега небольшая: жена с зарплатой 5000 и 17-летняя дочь-студентка, за которую еще платить и платить. Чтобы не впасть в депрессию, Олег целыми днями пропадает на даче:
- Хотел на пенсии виноградом заняться, - говорит он. - А тут на тебе, вот она, пенсия. С 35 лет положена льготная, вот ее сейчас и оформляю. И надеюсь, как и многие другие, что администрация авиакомпании все-таки выплатит оставшиеся 2/3 выходного пособия.
На участке идеальный порядок. Под каждый виноградный корень установлен металлический штырь. Дорожки утоптаны, инвентарь вычищен. Олег старается развеселить меня рассказами о дачных подвигах, но в глазах то и дело проглядывает тоска. О прошлом хоть вообще не расспрашивай: видно, что развал компании для него не только личная трагедия. Говорит, на глазах угробили один из лучших летных отрядов страны.
- У нас были самые лучшие спецы, - вспоминает Шведов. - Опытнейшие. Зарплаты были хорошие, по 50 000. Условия работы и самолеты - отличные. Чтобы все это грохнуть, понадобилось несколько лет и "толковое" руководство. Продали 5 самолетов, два - новехоньких. Остальные оказались заложены. Что у компании осталось, так это 2 самолета и 6 движков.
Летчики говорят, что какая-то компания "Спасские ворота" вроде собралась возрождать авиакомпанию. На это люди и надеются. А пока выживают, кто как может.
Справка "КП"
16 февраля 1993 года было создано открытое акционерное общество "Авиакомпания "Самара".
Весной 2005 года авиакомпания "Самара" вошла в авиаальянс "ЭйрЮнион".
30 сентября 2008 года авиакомпания "Самара" была лишена лицензии. Фактически она прекратила свое существование, и 800 работников остались не у дел.
Мнение автора
Поселок Береза чем-то похож на Яблоневый Овраг под Жигулевском, про который "КП" писала несколько раз. Та же удаленность от крупного рынка труда, та же замкнутость социальных связей. Правда, есть отличия, которые бросаются в глаза. Во-первых, выплаты по банкротству в семьях Березы были намного, в разы выше "овраговских". Кроме того, у летной братии раньше наступает возраст льготных пенсий. Так что продержаться на плаву лишние несколько месяцев тем, кому за 35, будет легче. Но молодежи угрожает полная переквалификация. Два года без неба, и летчик теряет класс. Сегодня городок выживает за счет подработок на "галерах". Так между собой здесь называют компанию "Ютэйр" за большие летные нагрузки и маленькие зарплаты. Пока в городке нет ни всплеска хулиганства, ни роста самоубийств. Сплоченность и командный дух помогают выживать людям, которые считают друг друга товарищами по несчастью. Правда, уже начинают накапливаться долги по квартплате. А некоторые горячие головы готовы собрать народ перед Белым домом... Но это пока только планы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская Правда в Самаре». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 6, 2024
В аэропорту Пулково увеличилась пропускная способность зоны регистрации
Май 6, 2024
В Амурском авиационном соединении командования дальней авиации переводят авиационную технику на летний период эксплуатации
Май 6, 2024
ФАС потребовала объяснений от авиакомпаний по поводу растущих цен на авиаперелеты
Май 6, 2024
Число пассажиров кировского аэропорта продолжает расти