Восток-Медиа
28 мая 2009, 18:10
Дмитрий Калинин, заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО "МАШ"
Каким станет Владивостокский аэропорт в недалеком будущем
- Как складывается ситуация на сегодня: утверждена ли концепция и техническое задание на строительство нового терминала, прошел ли конкурс на выбор подрядных организаций?
- Для разработки мастер-плана развития аэропорта был приглашен голландский консорциум NACO (Netherlands Airport Consultants B.V). Подобный выбор был сделан вполне осознано. В ходе подготовки Китая к Олимпийским играм NACO принимало участие в проектировании терминала аэропорта в Пекине. Как мы уже знаем теперь, удивить мир своей подготовкой и проведением Олимпиады китайцам удалось сполна. Поэтому тем "ноу-хау", которые использовались при проектировании пекинского терминала, нашлось место и будущем терминале Владивостокского аэропорта. В настоящее время NACO уже представило свою концепцию. Предложенный голландцами мастер-план разработан вплоть до 2030 года. В стратегию развития изначально заложена идея создания хаба, обеспечивающего комфортную стыковку международных и региональных рейсов. Сейчас идет проверка со стороны инженерных, технических, экономических служб, осуществляется некоторая доработка проекта, но в целом эта работа уже завершена. Параллельно проходит работа по оформлению документов на проведение конкурса по выбору генерального подрядчика и инвесторов, которые будут участвовать в строительстве нового пассажирского терминала. В проведении конкурса нам помогает инвестиционная компания "Тройка Диалог". Есть большая вероятность, что предпочтение будет отдано не одной компании, а консорциуму, который сможет инвестировать собственные и привлеченные средства, заниматься и проектированием, и строительством. Думаю, что конкурс будет объявлен уже в этом месяце. И в течение месяца-двух выбор будет сделан окончательно. Но предпочтение пока никому не отдано. У нас финансовая модель, есть понимание - какие деньги требуются, какая будет возвратность. Это диктует возможные схемы финансирования. Будем подбирать тех, кто на эти схемы согласится.
- Кто из российских и зарубежных инвесторов уже проявил интерес к данному проекту?
- К данному проекту уже чувствуется повышенный интерес среди зарубежных деловых партнеров. Выразили явную заинтересованность немецкие концерны Siemens и Hochtief и японская компания Sumitomo, ряд других компаний. Некоторые участники предлагают внести свой вклад в финансирование проекта, в дополнение к денежным средствам, современнейшим аэропортовым оборудованием, которое они производят. В настоящее время финансирование проекта ОАО "МАШ" осуществляет из своих собственных средств. Мы готовы к широкому сотрудничеству с инвесторами, заинтересованными в перспективном долгосрочном проекте, к обсуждению любых вопросов, касающихся участия в этом масштабном инфраструктурном проекте.
- Повлиял ли как-то кризис на финансовую составляющую объекта - 100 млн. долларов?
- Да, действительно, первоначальная стоимость терминала была озвучена на этом уровне, Сегодня можно сказать, что сумма увеличилась почти в полтора раза. Однако проектирование терминала еще не завершено и оценки носят предварительный характер. Надо принципиально понимать: строим не на определенную сумму, чтобы просто провести саммит и забыть, а строим терминал для людей, которые им будут пользоваться из года в год, причем за срок жизни терминала объемы перевозок вырастут многократно, очевидно, повысятся и требования к комфорту. При этом потенциальные доходы от использования терминала должны обеспечивать возврат инвестиций - это условия привлечения средств. Соответственно, необходимо построить такой терминал, который был бы удобен для международных и российских пассажиров, для пассажиров транзитных и трансферных рейсов. При этом, чтобы этот терминал привлекал пассажиров и авиакомпании, чтобы росли объемы перевозок - необходимо обеспечить в терминале низкие цены на услуги. Вот такое уравнение, которое решается применением инновационных подходов уже на стадии проектирования терминала. При проектировании терминала голландцы постарались максимально учесть "экологическую" составляющую. В частности будет максимальное использование дневного света, а также натуральное тепло. Терминал вокруг этого построен. Будет светло, тепло, уютно, современно.
Около 30% площадей терминала будет предназначено для неавиационной деятельности. Предусмотрены, в частности, магазины, рестораны, службы связи, фотоуслуги, интернет-кафе и т.д. Будут также 2 гостинцы - одна в "грязной" зоне, где пассажир сможет провести время до регистрации в случае задержки рейса; вторая гостиница в "чистой" зоне - ее услугами смогут воспользоваться пассажиры, ожидающие стыковочные рейсы. В этих случаях не придется сидеть тоскливо в кресле, коротая по 4 - 6 часов, а можно будет воспользоваться удобным номером, где можно отдохнуть, принять душ, посмотреть телевизор, заказать в номер обед. Такая услуга уже давно пользуется спросом в мировых аэропортах, мы взяли ее на вооружение. Будем использовать и во Владивостоке. Неавиационная деятельность позволяет заниматься коммерцией, не "нагружая" финансово сами авиационные перевозки. Но человек устроен так, что ему хочется комфорта, уюта, что-то купить, на что-то обратить внимание, где-то отдохнуть и неавиационные услуги здесь как нельзя кстати. То есть увеличение неавиационных площадей отвечает интересам всех - и пассажиров, и инвесторов и потенциальных сотрудников предприятий, которые участвуют в деятельности терминала. Это довольно новое явление в планировании терминалов. Сейчас оно повсеместно используется, и напоминает чем-то революцию - настолько ощутимы и действительны эти новшества.
Многие функции удобства зависят от "начинки" терминала - технических и бытовых возможностей. Поэтому первоначальная сумма и подросла. Однако, благодаря обилию неавиационных площадей, чисто авиационные услуги в терминале будут не дороже, а, вероятно, дешевле, чем в существующих терминалах аэропорта.
- Пришлось отказаться от каких-то задумок и составляющих проекта из-за увеличения стоимости, что пришлось перенести на "потом".
- Нет, никаких резких "телодвижений" в этом направлении нет. Проект рассчитан до 2030 года, в планах - пассажирский и грузовой терминалы, гостиницы, паркинг, офисные помещения и т.д. Еще раз отмечу, что кризис в данном случае роли не сыграл. Наоборот, из-за падения спроса в строительстве некоторые компании сейчас предлагают более выгодные условия, готовы, в обмен на долю в компании, взять на себя часть рисков во время строительства. А то, что МАШ владеет контрольным пакетом самого аэропорта, с ним активно работают банки, дает соинвесторам новой компании определенные гарантии того, что аэропорт в целом будет все более привлекательным для авиакомпаний, пассажиров и грузооператоров. Если говорить о кризисе, то в России кризисная ситуация в авиаперевозках существует уже белее 15 лет и никак не закончится, отмечаются лишь существуют некоторые колебания в одну или другую сторону. Раньше Владивосток возил 2 миллиона пассажиров, теперь - 1 миллион, Хабаровск перевозил- 4 миллиона, теперь тоже 1. Пассажиропоток во многих аэропортах Российской федерации вообще в 10 раз упал, какие-то - закрылись. В России в аэропортах обслуживается в три раза меньше пассажиров, чем обслуживалось в РСФСР. Расстояния в России с тех пор не уменьшились, динамика народонаселения и реальных доходов также не дает оснований для такого спада. При этом объемы авиаперевозок в СССР не были уникально высокими в сравнении с другими странами. Поэтому наша главная задача создать такую инфраструктуру, которая этот кризис, который тянется с 90-х годов, поможет прекратить. Международные консультанты подтверждают - при нашем подушевом доходе мы должны были бы летать в 2 - 3 раза больше. Так что будем исправлять эту "несправедливость". Со строительством нового терминала появится возможность поднять пассажиропоток аэропорта до 3—4 млн. пассажиров в год уже к 2012 году.
- Новый терминал потребует и новые кадровые ресурсы. Как планируется обучение персонала. Какие будут предъявляться требования.
- Сразу отмечу, в терминале будут работать не только сотрудники аэропорта или проектной компании, но также и сотрудники компаний-партнеров. Это относится к техническим службам, менеджерам, администрации, торговым местам, компаниям, предлагающим те или иные услуги. Поскольку запланирован, и обеспечен заявками авиакомпаний, существенный рост международных перевозок, потребуются сотрудники со знанием английского и других иностранных, в том числе, восточных языков. Причем это касается самых разных специальностей - пассажир должен чувствовать себя комфортно, иметь возможность обратиться к любому сотруднику с тем или иным вопросом и получить ответ и помощь.
Терминал - это большое число рабочих мест, и от слаженных действий персонала зависит комфорт и безопасность пассажиров. Терминал - это также катализатор деловой активности и занятости населения. Как отмечалось, почти треть площади терминала (общая площадь 50 тысяч кв. метров) будет предназначена для неавиационного использования. Служб и услуг много, и работники нужны во всех случаях.
Что касается обучения персонала, то в ОАО "МАШ" уже несколько лет действует корпоративный университет, существуют программы профессионального развития и повышения квалификации для всех профессиональных областей. У нас уже второй год действуют программы профессионального развития руководителей высшего и среднего звена. С 2009 года стартовала программа развития карьеры для сотрудников студентов и выпускников высших и средних учебных заведений. Всегда приветствовался и приветствуется творческий подход к работе. Что касается обучения персонала для Владивостокского терминала, то это процесс потихоньку начинается. Специалисты ОАО "МАШ" вместе с консультантами приезжали во Владивосток, там уже проводился семинар. Будут еще тематические семинары, ближайший - в июне, а дальше - больше. Так что возможность для карьерного и профессионального роста присутствует.
- Недавно прошла информация о выявленных нарушениях по поводу авиационной безопасности. Как в дальнейшем будет организована работа по выполнению российского законодательства по обеспечению авиационной безопасности, будут ли внедряться и использоваться какие-то новые системы?
- Конечно, работа нового терминала, будет направлена на безусловное обеспечение безопасности пассажиров с минимальными издержками по части комфорта. Там обязательно будут использоваться самые новые и современные технологии, направленные на достижение этих целей, в том числе автоматизированная трехуровневая система контроля багажа. Весь багаж будет проходить через автоматический рентген, затем - через рентген с оператором, и далее, при необходимости, будет применяется томографическая съемка. И только если вопросы все-таки не будут сняты, будет осуществляться вызов пассажира для дополнительной "ручной" проверки. Это стандартная схема проверки, она внедряется по всему миру, и будет использоваться в терминале Владивостока. Такая система, несомненно, повышает качество безопасности пассажиров. И при этом сохраняет комфорт.
- Будут ли учитываться при строительстве нового терминала интересы людей с ограниченными физическими возможностями?
- Хороший вопрос, а главное нужный. Кстати, это тоже стало одной из причин, по которой для разработки концепции была выбрана NACO. За рубежом таких проблем, как подняться на второй этаж аэропорта или спуститься вниз в туалетные комнаты, просто не существует. Для людей с физическими ограничениями созданы максимально удобные условия, что позволяет им чувствовать себя спокойно, уверенно и безопасно. Это было поставлено во главу угла при проектировании терминала во Владивостоке - будут вертикальные лифты, эскалаторы, травалаторы, специальные трапы. Специально разработаны конкретные маршруты движения по терминалу для международных, внутренних транзитных пассажиров с ограниченными возможностями. Предусматриваются и специальные комнаты для путешественников с ограниченными возможностями и помещения для обслуживающего персонала, работающего с этими людьми.
- Будет ли в перспективе рассматриваться более комфортная и быстрая доставка пассажиров в аэропорт, новые системы регистрации и т.д.?
- Если говорить о доставке пассажиров автотранспортом, то с учетом реконструкции дороги повысится скорость и комфортность доставки. Сейчас в этом направлении идет работа с бюджетом. Есть еще один вариант - железнодорожный. На мастер-плане мы предусмотрели возможность размещения в аэропорту железнодорожной станции, интегрированной с пассажирским терминалом. Чтобы реализовать эту возможность, необходимо будет построить около 6 километров путей от аэропорта - до действующей линии железной дороги. В настоящее время вопрос прорабатывается с железнодорожниками и в Правительстве РФ. Конечно, современное надежное железнодорожное сообщение дополнительно улучшит комфорт и сделает более привлекательной территорию, прилегающую к аэропорту, ускорит социально-экономическое развитие района.
Что касается регистрации на железнодорожном вокзале в городе, то такая услуга сейчас, по моим наблюдениям, постепенно уходит в прошлое. Набирает популярность электронная саморегистрация, которая может быть осуществлена практически где угодно. Возможностей регистрации действительно много - из дома, в городе, в аэропорту - самостоятельно или с помощью работников терминала и т.д. В терминале будут оборудованы автоматизированные пункты приема багажа - пассажир, предъявив посадочный талон, сможет получить багажную бирку, самостоятельно прикрепить ее к чемодану и "сбросить" его в багажную систему для контроля безопасности и направления на погрузку. Пассажиры смогут сдать багаж за несколько часов, и даже за день до полета. Автоматизированная система обработки позволяет правильно разместить каждую единицу багажа и передать ее впоследствии к нужному самолету. Таким образом, исчезнут очереди на регистрацию, появится возможность организовывать выделенные зоны регистрации для пассажиров высоких классов, пассажиров с детьми и пр. Багаж пассажиров трансфертных рейсов, имеющих стыковку во Владивостоке, будет перемещен с одного самолета - на другой без какого- либо участия самих путешественников.
- Можно ли спрогнозировать, как будет интерес дальневосточного частного капитала к сотрудничеству в данном секторе?
- Я уже отмечал, что треть площади терминала, т.е. почти 17 тыс. квадратных метров, будет отдана компаниям, представляющим неавиационные услуги. Предоставлять эти услуги будут, в том числе и местные компании. Планируется, что некоторые функции по технической эксплуатации и уборке будут переданы по конкурсу на аутсорсинг, и здесь местные компании также будут активно участвовать. На стадии строительства, как ожидается, дальневосточные компании будут задействованы в полную меру. В общем, возможностей для участия местного бизнеса в проекте будет достаточно....
Авторские права на данный материал принадлежат «Восток-Медиа». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 23, 2025
Стали известны новые подробности развития санитарной авиации в Мордовии в рамках нацпроекта
Декабрь 23, 2025
Рейс Екатеринбург - Душанбе задержали почти на 10 часов