О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

IATA снова удвоила убытки авиакомпаний

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) уже во второй раз с начала года вдвое повышает свой прогноз убытков авиакомпаний в 2009 году - на этот раз до $9 млрд

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) уже во второй раз с начала года вдвое повышает свой прогноз убытков авиакомпаний в 2009 году - на этот раз до $9 млрд. Причина - продолжение падения спроса, особенно на премиум-классы. В мире, по прогнозу IATA, выручка авиакомпаний может снизиться на рекордные 15%, а в России, по прогнозам экспертов, - примерно на 20%.

Вчера Международная ассоциация воздушного транспорта обнародовала новый прогноз финансовых результатов авиакомпаний на текущий год. Теперь в ассоциации считают, что в 2009 году мировые авиакомпании потеряют около $9 млрд. Это вдвое больше, чем предполагалось в предыдущем прогнозе IATA, опубликованном в конце марта ($4,7 млрд). А еще в декабре прошлого года IATA предсказывала, что потери авиаперевозчиков в 2009 году не превысят $2,5 млрд.

Пессимизм ассоциации основан на результатах первой квартальной отчетности за 2009 год 50 крупнейших авиакомпаний мира, показавших более $3 млрд убытков. "Прогноз отражает продолжение резкого сокращения продаж", - отмечается в сообщении IATA. Она ожидает, что выручка авиаперевозчиков в 2009 году сократится на рекордные $448 млрд (15%) и ситуация почти не изменится в 2010 году. Снижение спроса одновременно вызывает падение цен на билеты, особенно в премиальных классах (см. график), и авиаперевозчикам не поможет даже снижение расходов на топливо (с $106 млрд в 2008 году до $59 млрд в 2009-м). Кроме того, цены на нефть уже растут, отмечается в сообщении IATA. Больше всех потеряют авиакомпании в Азиатско-Тихоокеанском регионе ($3,3 млрд) и Европе ($1,3 млрд). При этом в физическом выражении мировой рынок будет расти медленнее, чем в финансовом - падение пассажиропотока в 2009 году ожидается на уровне 8% в год. Грузовые авиаперевозки, по данным IATA, упадут на 17%.

Гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак считает нарастание убытков авиакомпаний логичным. "У авиаперевозчиков вырастут имеющиеся статьи расходов и добавятся новые", - говорит он. Аэропорты попытаются компенсировать снижение объемов ростом цен на свои услуги, а рост цен на нефть подстегнет топливную составляющую бизнеса авиаперевозок, говорит эксперт. Он также напоминает, что с 2011 года в Европе вводятся обязательные выплаты за выбросы вредных веществ в атмосферу.

В России темпы падения пассажиропотока стабилизировались. Вчера Росавиация опубликовала предварительные итоги апреля, согласно которым объем перевозок российскими авиакомпаниями упал на 21,5% (в марте падение к прошлому году составляло 21,7%). "Темпы падения перевозок замедляются, это не может не обнадеживать", - добавляет глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. По его словам, одним из благоприятных факторов для авиакомпаний является ослабление доллара, поскольку преимущественно в этой валюте заключаются лизинговые контракты, но эта экономия, скорее всего, будет компенсирована ожидаемым ростом цен на керосин. По мнению эксперта, в финансовом плане выиграют авиакомпании, которые удачно перестроили свои маршрутные сети, но при этом они могут сократить свою рыночную долю. По данным Росавиации, пока лучше, чем более мелкие конкуренты, с кризисом справляются авиакомпании из топ-15 - у них перевозки упали всего на 11%. Борис Рыбак из Infomost прогнозирует для российских авиакомпаний ухудшение финансовых результатов примерно пропорционально снижению пассажиропотока - в пределах 20%....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка