Красная звезда
10 июня 2009, 11:32
Вертолетный цейтнот
Все более актуальными становятся вопросы, связанные с авиационной безопасностью. Если сегодня не принять адекватные меры, то все равно этой проблемой придется заниматься завтра, причем затрачивая на порядок больше сил и средств
Мифы и реальность
В этом году уже произошло несколько катастроф, связанных с вертолетами. В средствах массовой информации прозвучали такие предложения, направленные на снижение аварийности, которые шокировали специалистов. Предложен путь, по которому уже зашли в тупик российская самолетостроительная отрасль и отечественные авиаперевозчики, эксплуатирующие самолеты. Очевидно, нужно идти другой дорогой, и на нее указывают те, для кого частью жизни стали вертолеты.
На Международной выставке вертолетной индустрии "HeliRussia 2009" прошла конференция "Надежность и безопасность российских вертолетов". Она привлекла многочисленных специалистов по эксплуатации и разработке авиационной техники, государственных чиновников.
Главная цель конференции - дать объективную и квалифицированную оценку нынешнего уровня надежности и безопасности вертолетов российского производства, наметить пути их дальнейшего улучшения. Помимо этого, было обсуждение многих других вопросов по безопасности полетов при использовании вертолетной техники.
Необходимо особо отметить недоумение экспертов в отношении представителей средств массовой информации, высказывающих ранее свое мнение по данной тематике, но не проявивших интереса к конференции. Ведь после любой авиационной катастрофы во многих случаях выдвигаются абсурдные версии причин трагедии и всевозможные предложения по предотвращению подобного, которые весьма далеки от реальности.
Начальник отдела Государственного НИИ гражданской авиации Николай Осипов отметил: за последнее время в мире произошло несколько авиационных происшествий с вертолетами российского производства. К сожалению, они получили неоднозначные оценки в СМИ и в некоторых государственных, общественных организациях, часто не соответствовали истине и содержали ряд ошибочных заявлений, не отражавших истинного положения дел. Российская вертолетная техника преподносилась как устаревшая и не соответствующая современным требованиям по безопасности и надежности. Прозвучал даже призыв о лишении сертификата вертолета Ми-8. В таких случаях необходимо обращаться к фактам, а не к фантазиям.
Заместитель главного конструктора ОАО "МВЗ им. М.Л. Миля" Анатолий Никишов в докладе "Анализ последних авиационных происшествий Ми-8" подробно изложил статистику о модельном ряде Ми-8 и Ми-17. Она подтверждает высокую надежность и безопасность семейства "восьмерок" - гордости российской вертолетной промышленности, лидера продаж вертолетного рынка и одного из самых распространенных винтокрылых аппаратов в мире.
Ведущий российский специалист по эксплуатации и послепродажному обслуживанию вертолетной техники А. Никишов проанализировал все происшествия, произошедшие по вине техники, рассказал о мероприятиях, принятых, принимаемых и планируемых по снижению причин авиационных происшествий. Он также ознакомил гостей и участников конференции с результатом анализа инцидентов по вине технического персонала и ознакомил с планами по устранению и этих причин. Приведенный анализ авиационных происшествий показывает давно сложившуюся стабильность числа авиапроисшествий.
С докладами, посвященными путям повышения надежности и безопасности техники, выступили директора программ разработки и развития российских вертолетов Ми-2, Ми-8/17, Ми-26 и Ка-32.
На конференции дали слово эксплуатантам российской винтокрылой техники, представителям крупнейших отечественных авиакомпаний и государственных авиационных служб. Все они высказали веское мнение о современном состоянии и путях повышения надежности и безопасности вертолетов российского производства.
Общий вывод из выступлений: распространяемая негативная информация о семействе различных модификаций на базе Ми-8 и других российских вертолетов злонамеренна и не соответствует реалиям.
Приведенные на конференции статистические данные убедительно продемонстрировали несоответствие истине распространяемых в средствах массовой информации домыслов в отношении российских вертолетов.
Кто диктует условия?
Здесь необходимо сделать отступление и напомнить о весьма примечательном факте, вызвавшем бурю возмущения в определенных кругах США. Пентагон выделил американской компании Aeronautical Radio Incorporated 80 млн. долларов на реализацию проекта по закупке и последующей поставке Ираку вертолетов Ми-17. Машины будут доукомплектованы специальным оборудованием на базе одной из воинских частей ВВС США в штате Джорджия, а также предприятием в Объединенных Арабских Эмиратах.
Реализуя эти планы, фирма Airfreight Aviation Ltd (ОАЭ) заключила контракт с Улан-Удэнским авиазаводом, входящим в ОАО "Вертолеты России", на поставку в Ирак 22 вертолетов Ми-17. Арабская компания как сертифицированный сервисный центр обслуживания и ремонта вертолетов марки "Ми" на Ближнем Востоке впервые выступила в роли посредника сделки.
Как отмечают эксперты, в 2007 году Ирак уже получил партию вертолетов Ми-17 (на фото) российского производства. Главное их преимущество не только в цене. Машины российского производства великолепно зарекомендовали себя при эксплуатации в высокогорье, пустынях, в климатических условиях больших температур. Их западные аналоги оказались менее приспособленными к условиям Ближнего Востока.
Интерес к российским вертолетам на мировом рынке растет, новые машины закупает Минобороны России. В 2008 году отечественные вертолетостроительные компании произвели 169 вертолетов, в том числе 120 Ми-8/Ми-17, 20 боевых вертолетов.
Генеральный директор ОАО "Вертолеты России" Андрей Шибитов заявил: "Чистая прибыль по итогам 2009 г. планируется в объеме 2 млрд. 800 млн. рублей". Портфель заказов холдинга полностью наполнен на 2009 - 2010 годы, а на 2011 год - на 50 процентов. К 2015 году российская компания планирует занять 15 процентов мирового рынка вертолетной техники.
Вместе с тем российский рынок начали активно осваивать производители вертолетов Eurocopter, AgustaWestland и Bell Helicopter, а у них не менее амбициозные планы. Не здесь ли кроются корни словоблудия о мнимых "серьезных недостатках" российских вертолетов?
Не секрет, что отечественные самолетостроители именно с выходом на российский рынок авиаперевозок зарубежной техники связывают продолжающуюся и поныне кампанию по дискредитации отечественных самолетов. В конце прошлого века отечественные эксплуатанты взахлеб объясняли, почему им нужна западная техника, и при этом давали различные обещания, планировали получать баснословную прибыль. Для сравнения машин брали параметр, выгодный для российского конкурента, и при этом игнорировали весь комплекс проблематики, необходимой при таком сравнении.
Результат получили плачевный. Россия вынуждена была создать Объединенную авиастроительную корпорацию, тратить силы и значительные средства на вывод отрасли из кризиса. Западный авиа-хлам оказался ничем не лучше отечественной изношенной техники. Обещания забыты, многие авиакомпании оказались на грани банкротства. Подготовку летного состава авиаперевозчики практически забросили. Постаревшие летчики ушли, а молодые не пришли. Как горько шутят специалисты, в ведущих авиатранспортных компаниях России на смену бывшим бортинжинерам, занявшим рабочие места пилотов авиалайнеров, скоро придут дворники и сантехники, проработавшие несколько лет в аэропортах.
Противодействие деградации
Статистический анализ указывает, что основную долю причин происшествий составляет пресловутый "человеческий фактор".
С особым вниманием на конференции заслушали доклад заслуженного летчика-испытателя, Героя Советского Союза Гургена Карапетяна "Человеческий фактор в авиационных происшествиях". Он подробно рассмотрел авиапроисшествия, произошедшие по вине летного состава. В период 1985 - 2009 гг. в мире на вертолетах типа Ми-8 из-за ошибок экипажа произошло 72,8 процента авиационных происшествий.
Много это или мало? Проблема, именуемая по классификации ИКАО "ошибкой человека", стала ключевой в аварийности воздушных судов. По данным ИКАО, в мире из-за ошибочных действий экипажей воздушных судов происходит 60 - 80 процентов происшествий в авиации всех видов.
Ошибки летного состава в технике пилотирования и эксплуатации авиационной техники обусловлены факторами, хорошо известными всем специалистам. Практически в любой авиакатастрофе обнаруживается один из них: недостатки в подготовке экипажа к полету; слабая подготовленность к действиям в сложных ситуациях; переоценка летчиком уровня своей летной подготовленности; недостаточное взаимодействие или бездействие членов экипажа в полете; незнание, несоблюдение, нарушение установленных правил полетов, требований летной и эксплуатационно-технической документации.
На конференции было заявлено, что сейчас прорабатывается вопрос об установке в кабине экипажа видеокамер. Они позволят в случае необходимости узнать, как действовал экипаж, как и какие параметры полета или работы он контролировал.
Здесь необходимо сделать очередное отступление и еще кое-что пояснить. Уже давно назрела необходимость оборудовать авиационную технику отечественного и зарубежного производства, эксплуатируемую в России, современными средствами объективного контроля. Например, в российских ВВС на вертолетах Ми-8 применяется в качестве накопителя информации... фотопленка(!), которая порой просто-напросто сгорает среди обломков вертолета. На других типах машин стоят более современные накопители, но их дешифровка - это головная боль для контролирующего. Реально устанавливается только один факт: вышел летчик при пилотировании машины за установленные ограничения или не вышел.
У нас в стране существуют инновационные разработки, которые позволяют не только снимать параметры полета и работы различных систем в цифровом формате, но и дешифрировать их в автоматическом режиме и получать итоговый результат на фоне цифровой карты местности в виде своеобразного виртуального полета. Однако внедрение подобных систем задерживается из-за стремления эксплуатантов сэкономить на этом оборудовании. Получается, экономим на копейку, а теряем на рубль и тратим годы в поисках ответа на вопрос, как и почему произошла трагедия.
Г. Карапетян проанализировал требования по надежности и безопасности летной эксплуатации вертолетов, а также накопленный опыт создания системы обеспечения безопасности полетов, высказав мнение о необходимости ее восстановления. В своем выступлении он подчеркнул необходимость восстановления системы авторского контроля за вертолетной техникой для обеспечения безопасности ее эксплуатации.
Летчик-испытатель подробно рассмотрел кадровую проблему в вертолетной авиации, необходимость принятия срочных мер по увеличению количества и повышению качества подготовки летного состава вертолетной авиации. Необходимо сделать работу летчика более привлекательной в моральном и материальном плане, иначе отток квалифицированных кадров приведет к деградации отрасли.
В целях реализации политики безопасного развития авиации было высказано предложение о создании на базе летно-испытательного центра НТК "Вертолеты России" центра, в котором будут проходить обучение летчики-испытатели вертолетов. Здесь же экипажи вертолетов гражданской, государственной и экспериментальной авиации будут получать практическую(!) подготовку к действиям в критических ситуациях в полете. Центр будет способен давать оценку создаваемым авиационным тренажерам и техническим средствам обучения, эксплуатации вертолетов. Функционировать он должен как филиал Центра подготовки летного и инженерно-технического состава ЛИИ им. М.М. Громова.
В заключение остается назвать еще одну весьма любопытную цифру, озвученную Героем Советского Союза Гургеном Карапетяном. Как показали исследования, для полноценной подготовки к выполнению всех задач, характерных для вертолетов, формирования способности благополучно выйти из любой экстремальной ситуации в полете летчик должен иметь налет более 50.000 часов. Не имея такой натренированности, как гласит авиационная мудрость, с небом на "ты" разговаривать не рекомендуется. Примеров того, чем заканчивается "панибратство" с небесами, более чем достаточно, и подавляющая их часть имеет очень печальное окончание.
Конференция "Надежность и безопасность российских вертолетов" не только стала информационно насыщенным событием Международной выставки вертолетной индустрии "HeliRussia 2009", но и продемонстрировала необходимость проведения в дальнейшем подобного рода мероприятий с широким привлечением как специалистов, так и представителей СМИ и общественных организаций. Открытость и внимание к потребностям широких кругов пользователей авиационных услуг - залог надежности и безопасности вертолетной (и не только вертолетной) техники и объективного освещения насущных проблем отечественной авиации....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции