Аргументы Недели
13 июня 2009, 15:10
Волжские крылья
Ульяновск должен стать конкурентом американского Сиэтла. Самый крупный и современный авиастроительный завод России готовили в соперники американскому гранду. Для его постройки выбрали город на Волге
Коллективный подвиг
Ульяновский авиационно-промышленный комплекс совсем чуть-чуть не успел, чтобы встать на ноги до развала Союза. Еще несколько лет, и сказка стала бы явью. Предполагалось создать именно авиакомплекс. От производства элементов оперения и фюзеляжа, собственного двигателестроения до готового продукта - авиалайнера. В структуру входили даже 3 колхоза для "прокорма" авиастроителей.
Планы рухнули, когда началась свистопляска 90-х. Новым руководителям страны было не до авиации. Моторостроительный цех так и не успели ввести в строй. Не дошли руки и до открытия филиала ЦАГИ - главной базы отечественной авиационной науки. Правда, успели наладить выпуск военно-транспортных версий Ан-124 "Руслан", сдали на испытания пассажирский Ту-204. Но первая очередь завода, по сути, стала последней. Дальше завод судорожно выживал. Во время задержек зарплаты, теряя кадровых специалистов и превращаясь в акционерное общество, пристраивал на "тушки" заморские двигатели Rolls-Royce, учил пассажирские лайнеры возить грузы. Искали покупателей, способных платить, по всему миру. Каждый построенный самолет - как коллективный подвиг. Немного их было... В итоге полстраны летает на изрядно подержанных иномарках, тех же Boeing и Airbus.
Авиаперевозчики кивают на то, что, мол, отечественные заводы не способны удовлетворить резко возросший спрос на самолеты. Что "Ту" и "Илы", даже новые, неконкурентоспособны. Что же происходит на самом деле в недрах отечественного авиапрома?
Удвоение производства
Чтобы попасть в авиационный мир, нужно помучиться на единственном мосту с реверсивным движением. Это когда сначала полчаса пропускают транспорт на левый берег, потом - на правый. Если авария - стоят все! Новый мост давно записан в долгострой. За него плотно взялись только в этом году. Говорят, скоро будет готов.
За Волгой, подальше от ленинских домов-музеев старого города, на авиацию намекает все. От названий проспектов - Туполева, Антонова, Авиастроителей, до куска автотрассы, подозрительно напоминающей бетонку взлетно-посадочной полосы. Так и есть - это дорога двойного назначения. По ней готовые лайнеры буксируют с Авиастара в аэропорт Восточный, где базируется летно-испытательная станция. В Восточном уникальная ВПП - ее готовили в качестве резервной для посадки челнока "Буран".
Завод рассчитан на производство до 60 самолетов в год. Сегодня здесь гордятся, что по сравнению с 2007 г. удвоили выпуск готовой продукции. С четырех до восьми новых машин... В следующем году авиастаровцы планируют сделать 12. А пока необычную дорогу-бетонку для перегона новеньких самолетов перекрывают нечасто.
Куда летим?
Сейчас в просторном и поразительно чистом цехе окончательной сборки 3 гиганта Ан-124 проходят ремонт и модернизацию. "Русланам" продлевают ресурс с 24 до 45 тыс. летных часов. Специалисты считают, что ныне существующие машины способны продержаться в эксплуатации до 2020 года. Остается подогнать лайнер под новые требования по авионике и системам безопасности.
В планах реанимация производства знаменитых тяжеловозов. Реализация зависит от политического решения, в том числе - от российско-украинских отношений. С нашими ближайшими соседями договариваться всегда непросто, и не только по платежам за газ. Без киевского АНТК им. О.К. Антонова качественно обновленную модель Ан-124 "Руслан" не сделать. Как разделить интеллектуальную собственность, наладить кооперацию?
Межгосударственная комиссия уже создана. Но овчинка будет стоить выделки, если на рынке авиаперевозок в ближайшем десятилетии возникнет потребность как минимум в 40 таких гигантах. Да, заявки на новые Ан-124 от авиакомпаний "Полет", "Волга-Днепр" есть. Но есть ли у них достаточно средств? Цена одной машины - до $150 млн в зависимости от комплектации.
Не все просто и с Ту-204. Различные модификации "тушек" к сегодняшнему дню вылечили от детских болезней. Композитные материалы понемногу вытесняют привычный металл. Все готово к выпуску Ту-204СМ. С самолетом будут управляться лишь 2 пилота, а функции штурмана примет на себя самая совершенная электроника. У Ту-204 проблема одна - узкий рынок.
Больной вопрос - отечественные авиадвигатели. Их не хватает. По ряду показателей существующие версии ПС-90 уступают западным моделям. А где НК-93, о котором мы неоднократно писали? Валяется где-то в ангаре на территории ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковском. Денег на завершение летных испытаний, несмотря на прямое указание В. Путина, чиновники так и не дали. Премьер им не указ - не боятся.
Нужны кадры
В соседнем корпусе скоро начнут собирать самолет, лишь внешне похожий на заслуженный грузовик Ил-76. По словам главного конструктора Авиастара Виктора Фукалова, "изделие 476" представляет собой практически новую машину. Самолет будет иметь новое бортовое радиоэлектронное оборудование, двигатели. Впервые в проектировании используется безбумажная технология. 38 машин заказало Минобороны России. Есть интерес и за рубежом. В 2010 г. к испытаниям должен быть готов ресурсный образец. Из-за этого заказа Авиастар держит на рабочих местах "лишних" людей, готовит и вербует в ульяновских и самарских вузах молодых специалистов. Пришлось вспомнить о социалке, детских лагерях и жилищном строительстве. Вспомнили о движении наставничества, доплачивают ветеранам за подготовку молодых.
Авиастару впору претендовать на участие в федеральной программе возвращения соотечественников. Каждый пятый работник из 11 тыс. человек в прошлом трудился на Ташкентском АПО им. В.П. Чкалова.
А пока идет техническое перевооружение. Требуется оборудование, способное производить композитные материалы нового поколения. Сейчас на сборке 80% ручного труда. Современный уровень - не больше половины.
Муки авиапрома
Главный вопрос, на который пока нет ответа: "Если бы лайнеры сходили со стапелей, как пирожки, по 50 машин в год, был бы на них сегодня спрос?" С одной стороны, подкидывает сомнения кризис, с другой - способность федеральной власти поддержать отечественного производителя. Исполнительный директор Авиастара Сергей Дементьев не отрицает - время для роста сегодня не самое удачное. Есть кризис неплатежей со стороны заказчика, упали лизинговые отчисления. Но осторожно надеется, что 2009 год будет не хуже прошлого.
Деньги по-прежнему добираются до реального сектора экономики по капле. Авиаперевозчику они нужны как воздух, чтобы купить, авиапрому - чтобы построить. А кто-то сидит на миллиардах и хочет подзаработать.
Глядя на муки авиапрома, невольно приходишь к выводу: государство, чтобы получать налоги и демонстрировать высокотехнологические мускулы, должно напрямую, без посредников, финансировать отечественных производителей, с одной стороны, и поддержать покупателей - с другой.
Штучное производство всегда дороже. Чтобы построить за год 2 лайнера или 10, потребуется приблизительно одинаковое число специалистов. Их зарплата, содержание производственных площадей и инфраструктуры автоматически перекладывается на себестоимость товара.
В гонке высокотехнологичных производств побеждают страны с длинными и дешевыми кредитными линиями. Авиапром станет конкурентоспособной и высокодоходной отраслью только при крупносерийном выпуске самолетов. Стране вполне под силу раскрутить этот престижный и доходный механизм. Как сказал Виктор Фукалов, "нужны здоровый патриотизм и протекционизм со стороны государства". И деньги обязательно вернутся в бюджет....
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы Недели». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции