Lenta.Ru
16 июня 2009, 16:07
Показательное выступление
Авиасалон в Ле Бурже начался с российских сделок
Ле Бурже является традиционной ярмаркой-распродажей авиатехники. Как правило, контракты на поставку тех или иных самолетов готовятся долгие месяцы, но объявляется о сделках только на Ле Бурже. Например, в 2007 году на французском авиасалоне было заключено рекордное количество сделок на общую сумму более чем в сто миллиардов долларов.
В кризисный 2009 год до этого рекорда Ле Бурже не дотянет: основные поставщики авиатехники европейский Airbus и американский Boeing не подготовили к авиасалону большого количества контрактов. Поэтому на первый план вышла российская авиатехника, которая в первые два дня Ле Бурже пользовалась особенным спросом.
Отечественные производители вполне могли бы подготовить контракты не к июньскому Ле Бурже, а к августовскому МАКСу, и, таким образом, поддержать авиасалон в подмосковном Жуковском. Однако в итоге был выбран вариант именно с Ле Бурже - чтобы показать всему миру, как хорошо продаются российские самолеты. Такая реклама отечественным лайнерам просто необходима: например, Sukhoi Superjet 100 изначально задумывался именно как экспортный самолет, однако пока его закупают по большей части российские авиакомпании.
Венгерский Superjet
До начала авиасалона во Франции у "Гражданских самолетов Сухого" (ГСС) было около 100 заказов на Superjet. 15 июня гендиректор "Сухого" Михаил Погосян заявил, что к концу года таких заказов будет 150.
В череду российских контрактов на Ле Бурже разнообразие внесли Qatar Airways и Airbus. Авиакомпания с Ближнего Востока 15 июня согласилась купить 20 A320 и четыре - A321.
Почти сразу же после этих слов SuperJet International (совместное предприятие итальянской Alenia и ГСС) подписало предварительный контракт с венгерской авиакомпаний Malev на поставку 30 SSJ-100 в комплектации на 98 пассажиров. Каталожная стоимость 30 SSJ-100 составляет около миллиарда долларов, но какую скидку россияне предложили венграм - неизвестно.
Формально Malev является иностранным заказчиком российской авиатехники, однако нет сомнений в том, что к принятию решения венгров подтолкнул акционер Malev - отечественный Внешэкономбанк.
Российской госкорпорации 49 процентов Malev достались от Бориса Абрамовича - бизнесмена, который на основе венгерской авиакомпании и российского альянса AiRUnion пытался создать конкурента "Аэрофлоту". Сделать это у Абрамовича не получилось: осенью 2008 года AiRUnion разорился, а в декабре 2008 года российские СМИ сообщили о передаче 49 процентов акций Malev российскому госбанку.
При этом, по данным источников газеты "Коммерсант", Борис Абрамович через ряд связанных с ним компаний продолжает владеть крупным пакетом акций Malev, однако весь он заложен все тому же Внешэкономбанку.
Российские СМИ уже отметили, что финансировать сделку между SuperJet International и Malev будет, скорее всего, именно ВЭБ. В банке не скрывают, что намерены поддерживать российский высокотехнологичный экспорт, в том числе и SSJ-100.
16 июня было объявлено и о еще одном крупном контракте на SSJ-100. "Гражданские самолеты Сухого" подписали твердый контракт на поставку пермской компании "Авиализинг" 24 своих гражданских самолетов. В каталожных ценах сумма сделки составляет около 715 миллионов долларов.
Твердый контракт готовился почти год: предварительное соглашение стороны подписали еще на авиасалоне Фарнборо, прошедшем в июле 2008 года. Несмотря на кризис, "Авиализинг" решил не отказываться от крупной сделки, надеясь найти авиакомпании, которые согласятся летать на его SSJ-100. Скорее всего, "Авиализинг" будет также работать в России, так что пока задача выхода на мировые рынки у "Гражданских самолетов Сухого" по-прежнему не решена. Новых же контрактов с иностранцами в ближайшее время ожидать вряд ли стоит: на августовском МАКСе обычно заключаются контракты между российскими компаниями.
Не только SSJ
В первый день Ле Бурже россияне заявили и о еще одной крупной сделке: принадлежащая правительству Москвы авиакомпания "Атлант-Союз" намерена купить у Объединенной авиастроительной корпорации 30 ближнемагистральных самолетов Ан-148 и 15 среднемагистральных Ту-204СМ. С учетом этих лайнеров получается, что портфель заказов российских самолетостроителей пополнился за Ле Бурже почти 100 заказами. От такой нагрузки они отвыкли: в последние время в России производилось всего по несколько самолетов в год.
По словам представителей "Ильюшин Финанс", которая станет поставщиком самолетов, твердый контракт стороны намерены подписать именно на МАКСе. Предварительное соглашение же стоит рассматривать, видимо, как рекламную акцию: если Superjet хоть как-то продается за рубеж, то с Ан-148 и Ту-204СМ дела пока обстоят не важно: ими пока интересуются в основном российские компании.
После оглашения двух предварительных и одного твердого контракта "российские дни" на Ле Бурже, скорее всего, закончатся. Главное дело для отечественных самолетостроителей сделано: они показали Европе, что российские самолеты могут пользоваться спросом. Теперь дело за малым - поставить Superjet и другие самолеты на конвейер и доказать их конкурентоспособность на рынке. В случае выполнения ранее объявленных планов по поставке первого Superjet покупателям уже в декабре 2009 года число заказов на российскую авиатехнику сможет в ближайшее время увеличиться....
Авторские права на данный материал принадлежат «Lenta.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции