О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Пулково" нужны крылья

Без авиакомпании ГТК "Россия" многомиллиардные инвестиции в создание хаба в "Пулково" будут бессмысленны

Администрация Санкт-Петербурга находится в одном шаге от передачи аэропорта "Пулково" специализированной управляющей компании. Этот конкурс вызвал, пожалуй, еще больший ажиотаж, чем тендер по продаже аэропорта "Адлер" в олимпийском Сочи. Комиссия, которую возглавляет лично губернатор Валентина Матвиенко, пропустила через жесточайший отбор более ста желающих.

В финал вышли трое: ООО "Невский аэропорт", ОАО "Петропорт-концессия" и ООО "Воздушные ворота северной столицы". Каждый из соперников представляет собой консорциум, состоящий из опытной в аэропортовых делах международной компании и российского финансового партнера. Кто предложит Смольному за "Пулково" больше денег в качестве платы за концессию - тот и победит, но у гонки есть явные лидеры и однозначные аутсайдеры. Будущего хозяина "Пулково" можно предсказать уже сейчас - достаточно внимательно посмотреть на состав участников консорциумов и вспомнить о политике Смольного.

Инвестиции для конкуренции

Воздушные ворота северной столицы давно нуждаются в обновлении и расширении. В 2008 году "Пулково" приняло и отправило чуть более 7 млн пассажиров. Пассажиропоток по сравнению с 2007 годом вырос на 15%. Больше - только у московских аэропортов "Внуково", "Домодедово" и "Шереметьево". При этом разветвленная маршрутная сеть "Пулково" вполне может посоперничать со столичными: десятки рейсов в города России и другие страны мира. Но только в отличие от ставших в последнее время довольно просторными столичных терминалов, петербургский аэропорт перегружен и работает на пределе пропускной способности. А первый в России опыт сдачи воздушных ворот в концессию безнадежно затянулся.

Генплан развития Пулково был готов еще в 2006 году. На тот момент аэропорт был уже год как выделен из состава одноименной авиакомпании, а Валентина Матвиенко лично ходатайствовала о передаче хотя бы части аэропорта в ведение Смольного. Но концессионный договор с победителем конкурса в лучшем случае будет подписан только в ноябре 2009 года.

Инвестору предстоит осуществить следующий план: превратить аэропорт в современный и удобный для пассажиров транспортный узел к 2013 году и увеличить пассажиропоток до 40 млн человек к 2039 году. Для этого нужно построить новый терминал стоимостью $1 млрд, обычную приаэропортовую инфраструктуру вроде отелей, бизнес-центров и парковок, а также модернизировать аэродром. Кто возьмется все это сделать, да еще и в кризис?

Финалисты: два игрока и один аутсайдер

В начале недели конкурсная комиссия объявила итоги рассмотрения заявок, которые предоставили "Невский аэропорт", "Петропорт-концессия" и "Воздушные ворота северной столицы". Конкурсное предложение последней было признано лучшим. Этот консорциум представляет интересы немецкой Fraport (управляет хабом во Франкфурте-на-Майне) и ВТБ. На втором месте "Петропорт-концессия" в составе аэропорта Вены, "Газпромбанка" и УК "Лидер".

Хуже всех пока положение консорциума в составе "Базэла", которому уже достался сочинский аэропорт за астрономические для него 5,5 млрд рублей, и сингапурского аэропорта Changi. Вряд ли у "Базэла" есть реальные шансы получить в управление еще один лакомый кусок - "Пулково". Да и финансовое положение холдинга Олега Дерипаски оставляет желать лучшего.

А вот у ВТБ и "Газпромбанка" таких проблем нет - конкуренция между ними продолжится и в финансовых заявках. Но в истории с "Пулково" есть параллельный и куда более важный сюжет, чем соперничество ВТБ и "Газпромбанка": судьба петербургской авиакомпании ГТК "Россия". Без нее на хабе в Пулково и многомиллиардных инвестициях в реализацию генплана можно ставить крест.

"Россия" - ключ к "Пулково"

ГТК "Россия" передают "Ростехнологиям" для включения в состав потенциального конкурента "Аэрофлоту" - компании "Росавиа". В проекте участвует правительство Москвы, а оно вложило миллионы долларов из бюджета города в реконструкцию и развитие столичного аэропорта "Внуково". Эти деньги еще предстоит вернуть, а у "Внуково" есть небольшая проблема: в аэропорту нет крупного базового перевозчика (такого как "Аэрофлот" в "Шереметьево" и "Сибирь" с "Трансаэро" в "Домодедово"). И есть вероятность, что ради этого самолеты, обслуживающие маршрутную сеть ГТК "Россия", переведут на внуковские линии.

Именно такой сценарий предполагала концепция развития "Росавиа": интенсивное авиасообщение между "Пулково" и "Внуково" с дальнейшим разлетом в города и страны из московского аэропорта. Эта концепция, правда, пока отложена до решения таких формальностей как акционирование предприятий, подлежащих вхождению в создаваемую авиакомпанию, и дальнейшую передачу их в собственность "Ростехнологий".

Если Смольному удастся отстоять самостоятельность ГТК "Россия" в рамках "Росавиа", то "Пулково" можно отдавать хоть "Газпромбанку", хоть ВТБ. У последнего, впрочем, все же есть одно небольшое конкурентное преимущество - партнер. Франкфурт-на-Майне - один из крупнейших в Европе хабов, располагающийся при этом в нестоличном городе. Для Петербурга, который не хочет отдавать своих пассажиров в столицу, это чрезвычайно символично....
Авторские права на данный материал принадлежат «Slon.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка