Slon.ru
18 июня 2009, 17:38
"Пулково" нужны крылья
Без авиакомпании ГТК "Россия" многомиллиардные инвестиции в создание хаба в "Пулково" будут бессмысленны
В финал вышли трое: ООО "Невский аэропорт", ОАО "Петропорт-концессия" и ООО "Воздушные ворота северной столицы". Каждый из соперников представляет собой консорциум, состоящий из опытной в аэропортовых делах международной компании и российского финансового партнера. Кто предложит Смольному за "Пулково" больше денег в качестве платы за концессию - тот и победит, но у гонки есть явные лидеры и однозначные аутсайдеры. Будущего хозяина "Пулково" можно предсказать уже сейчас - достаточно внимательно посмотреть на состав участников консорциумов и вспомнить о политике Смольного.
Инвестиции для конкуренции
Воздушные ворота северной столицы давно нуждаются в обновлении и расширении. В 2008 году "Пулково" приняло и отправило чуть более 7 млн пассажиров. Пассажиропоток по сравнению с 2007 годом вырос на 15%. Больше - только у московских аэропортов "Внуково", "Домодедово" и "Шереметьево". При этом разветвленная маршрутная сеть "Пулково" вполне может посоперничать со столичными: десятки рейсов в города России и другие страны мира. Но только в отличие от ставших в последнее время довольно просторными столичных терминалов, петербургский аэропорт перегружен и работает на пределе пропускной способности. А первый в России опыт сдачи воздушных ворот в концессию безнадежно затянулся.
Генплан развития Пулково был готов еще в 2006 году. На тот момент аэропорт был уже год как выделен из состава одноименной авиакомпании, а Валентина Матвиенко лично ходатайствовала о передаче хотя бы части аэропорта в ведение Смольного. Но концессионный договор с победителем конкурса в лучшем случае будет подписан только в ноябре 2009 года.
Инвестору предстоит осуществить следующий план: превратить аэропорт в современный и удобный для пассажиров транспортный узел к 2013 году и увеличить пассажиропоток до 40 млн человек к 2039 году. Для этого нужно построить новый терминал стоимостью $1 млрд, обычную приаэропортовую инфраструктуру вроде отелей, бизнес-центров и парковок, а также модернизировать аэродром. Кто возьмется все это сделать, да еще и в кризис?
Финалисты: два игрока и один аутсайдер
В начале недели конкурсная комиссия объявила итоги рассмотрения заявок, которые предоставили "Невский аэропорт", "Петропорт-концессия" и "Воздушные ворота северной столицы". Конкурсное предложение последней было признано лучшим. Этот консорциум представляет интересы немецкой Fraport (управляет хабом во Франкфурте-на-Майне) и ВТБ. На втором месте "Петропорт-концессия" в составе аэропорта Вены, "Газпромбанка" и УК "Лидер".
Хуже всех пока положение консорциума в составе "Базэла", которому уже достался сочинский аэропорт за астрономические для него 5,5 млрд рублей, и сингапурского аэропорта Changi. Вряд ли у "Базэла" есть реальные шансы получить в управление еще один лакомый кусок - "Пулково". Да и финансовое положение холдинга Олега Дерипаски оставляет желать лучшего.
А вот у ВТБ и "Газпромбанка" таких проблем нет - конкуренция между ними продолжится и в финансовых заявках. Но в истории с "Пулково" есть параллельный и куда более важный сюжет, чем соперничество ВТБ и "Газпромбанка": судьба петербургской авиакомпании ГТК "Россия". Без нее на хабе в Пулково и многомиллиардных инвестициях в реализацию генплана можно ставить крест.
"Россия" - ключ к "Пулково"
ГТК "Россия" передают "Ростехнологиям" для включения в состав потенциального конкурента "Аэрофлоту" - компании "Росавиа". В проекте участвует правительство Москвы, а оно вложило миллионы долларов из бюджета города в реконструкцию и развитие столичного аэропорта "Внуково". Эти деньги еще предстоит вернуть, а у "Внуково" есть небольшая проблема: в аэропорту нет крупного базового перевозчика (такого как "Аэрофлот" в "Шереметьево" и "Сибирь" с "Трансаэро" в "Домодедово"). И есть вероятность, что ради этого самолеты, обслуживающие маршрутную сеть ГТК "Россия", переведут на внуковские линии.
Именно такой сценарий предполагала концепция развития "Росавиа": интенсивное авиасообщение между "Пулково" и "Внуково" с дальнейшим разлетом в города и страны из московского аэропорта. Эта концепция, правда, пока отложена до решения таких формальностей как акционирование предприятий, подлежащих вхождению в создаваемую авиакомпанию, и дальнейшую передачу их в собственность "Ростехнологий".
Если Смольному удастся отстоять самостоятельность ГТК "Россия" в рамках "Росавиа", то "Пулково" можно отдавать хоть "Газпромбанку", хоть ВТБ. У последнего, впрочем, все же есть одно небольшое конкурентное преимущество - партнер. Франкфурт-на-Майне - один из крупнейших в Европе хабов, располагающийся при этом в нестоличном городе. Для Петербурга, который не хочет отдавать своих пассажиров в столицу, это чрезвычайно символично....
Авторские права на данный материал принадлежат «Slon.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 22, 2025
"Аэрофлот" протестировал сервис "Мигом", обеспечивающий биометрическую идентификацию в аэропорту
Декабрь 22, 2025
В преддверии праздника в кемеровский аэропорт пришла новогодняя сказка
