Эксперт
19 июня 2009, 18:13
Еще одна попытка
Объединенная авиастроительная корпорация намерена вновь реанимировать проект серийного производства крупнейшего в мире транспортного самолета Ан-124−100 ("Руслан")
Ан-124 "Руслан" - уникальный самолет, который не имеет аналогов на мировом рынке по сочетанию грузоподъемности, дальности полетов и стоимости. Это единственная в мире машина, которая при взлетном весе около 400 тонн может перевозить груз весом до 150 тонн на расстояние более 3 тыс. км. Самолет был создан в КБ им. Антонова (Украина) в 1982 году, в первую очередь для воздушной транспортировки мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет на базе тягача МЗКТ-79221 Минского завода колесных тягачей, а также для проведения крупномасштабных десантных воздушных перевозок личного состава, тяжелой боевой техники и крупнотоннажных перевозок. Затем на его базе был создан коммерческий "грузовик".
Серийное производство Ан-124 было налажено и в России - на Ульяновском авиастроительном заводе, (ныне "Авиастар-СП"), и на Украине - на киевском заводе "Авиант". В 1994 году оно было прекращено, однако до 2003 года заводы еще выполняли единичные заказы на строительство "воздушных грузовиков". В 2003 году их производство было окончательно остановлено, и также были заморожены консультации между АНТК им. Антонова и Роскосмосом по проекту "Воздушный старт", где Ан-124 предполагалось задействовать для вывода спутников на орбиту (представители российской ракетно-космической корпорации "Энергия", например, объяснили свой отказ от дальнейшего сотрудничества "некорректными" действиями других участников проекта)
В феврале 2006 года стороны решили возобновить серийное производство самолетов Ан-124−100, теперь уже только на российском предприятии. С этой целью на "Авиастаре" было решено открыть филиал АНТК им. Антонова, однако спустя два месяца проект был признан бесперспективным. В октябре 2006 года этим вопросом занялся комитет по вопросам экономического сотрудничества украинско-российской комиссии Ющенко-Путин, и летом 2007 года стороны даже подписали соглашение о возобновлении серийного производства (основным заказчиком выступила авиакомпания "Волга-Днепр", которая объявила о том, что может до 2030 года приобрести до 100 модернизированных Ан-124−100М−150). А год спустя, в июне 2008 года, ОАК и компания Ernst & Young завершили подготовку бизнес-плана проекта по возобновлению производства самолетов Ан-124 "Руслан". В соответствии с этим документом в случае наличия подтвержденных заказов на 40 машин и вложения 3−4 млрд рублей в программу восстановления производства "Авиастар-СП" мог бы с 2012 года производить по одному-два "грузовика" в год стоимостью 150−160 млн долларов.
Сразу после этого авиастроение обеих стран накрыл кризис, и о проекте возрождения серийного производства Ан-124 опять замолчали. Правда, в феврале 2009 года вице-президент ОАК по транспортной авиации, генеральный директор компании "Ильюшин" Виктор Ливанов заявил журналистам, что "мы бы очень хотели, чтобы украинская авиационная промышленность, и в частности КБ Антонова, интегрировались в Объединенную авиастроительную корпорацию. Тогда потенциал украинской промышленности был бы более востребован, в том числе в России. Такой диалог мы ведем с украинской стороной".
По словам Ливанова, настойчивость ОАК в этом вопросе объясняется тем, что после распада СССР практически весь потенциал транспортной авиации России остался за рубежом. "Нам практически все в области транспортной авиации приходится начинать с нуля", - заметил журналистам вице-президент ОАК.
Таким образом, после совещания по возобновлению серийного производства Ан-124 окончательно стало ясно, что роль координатора этого процесса взяла на себя российская Объединенная авиастроительная корпорация. В качестве главного заказчика серийного производства этого самолета по-прежнему выступит специализированная грузовая авиакомпания "Волга-Днепр", которая сейчас эксплуатирует 15 из 25 "коммерческих грузовиков", которые успели выпустить в Ульяновске и Киеве. Кураторы программы от ОАК также проведут переговоры с Министерством обороны России как заказчиком военной версии самолета - сейчас российские военные также эксплуатируют свыше двух десятков Ан-124.
Комментарий эксперта
Константин Романов, аналитик ИК "Финам"
Восстановить производство Ан-124 вполне реально, так как необходимые для этого производственные мощности и технологии сохранены, хоть и разделены между Россией и Украиной. Более того, обе страны заинтересованы в этом проекте как драйвере промышленного производства. В последние годы неоднократно отмечалось, что спрос на "Русланы" растет. Экс-премьер-министр Зубков в прошлом году даже назвал его "колоссальным", хотя конкретных цифр никто не приводит. Впрочем, спрос на перевозки уникальных и негабаритных грузов в последние годы стабильно растет, а у "Руслана" в этом сегменте практически нет конкурентов. Производство этого самолета прекратилось 15 лет назад, так что на рынке должен был сформироваться серьезный отложенный спрос. В масштабах ближайших десяти лет речь может идти более чем о сотне машин....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 23, 2024
"Аэрофлот" до конца июня внедрит оплату по биометрии
Май 24, 2024
Увидеть достопримечательности Ярославской области можно будет на вертолетной прогулке
Май 24, 2024
Почему в самолетах надо пристегиваться: объясняет авиаэксперт
Май 24, 2024
Молния ударила в самолет Анталья - Новосибирск - борт приземлился в Толмачево