Ведомости
22 июня 2009, 07:37
Смена курса
Новый гендиректор "Аэрофлота" В.Савельев научит авиакомпанию жить без пролетных денег, сократит ее персонал в полтора раза и обанкротит убыточные "дочки" - о таких переменах он рассказал акционерам в субботу
Решения акционеров
Акционеры утвердили дивиденды за 2008 г. - 200 млн руб. (почти в восемь раз меньше, чем годом ранее) и вознаграждения для девяти директоров на общую сумму 2,96 млрд руб.
"Аэрофлот" - крупнейшая авиакомпания России. Акционеры: 51,2% - у государства, около 30% - у Национальной езервной корпорации. pкапитализация - 39,2 млрд руб. Финансовые показатели (РСБУ, I квартал 2009 г.): выручка - 19,57 млрд руб., чистая прибыль - 1,64 млрд руб.
"Роялти - это наркотик, от которого надо отказаться", - согласился Савельев и признался, что без пролетных денег "Аэрофлот" был убыточным последние шесть лет. "Мы должны научиться жить в условиях рынка, опираясь не на деньги с воздуха, а на собственные силы", - добавил гендиректор и объявил, что с 2010 г. сумма роялти будет выделена в балансе "Аэрофлота" отдельной строкой.
Сейчас компания ее не раскрывает. Но в заключении ревизионной комиссии (копия есть у "Ведомостей") сказано, что за 2008 г. "Аэрофлот" получил от иностранных компаний, летающих через Сибирь, 11,16 млрд руб. Из них 7,86 млрд руб. - за счет пульных соглашений (по ним "Аэрофлот" и иностранный перевозчик получают от правительств своих стран эксклюзивное право на перевозки по определенному маршруту, а доходы от полетов на этом направлении делят пополам), 3,29 млрд руб. - за разную частоту полетов. Из последней суммы 2,2 млрд руб. "Аэрофлот" направил на поддержку отрасли, указано в документе. Таким образом, у компании осталось еще 8,96 млрд руб. Ее чистая прибыль за 2008 г. по РСБУ составила 5,81 млрд руб.
"Я работаю в компании два месяца и 10 дней, за это время нам удалось снизить заложенные на 2009 г. расходы на $160 млн, примерно на 15%, и это не предел", - похвастался Савельев. Чтобы "Аэрофлот" по производительности труда мог сравниться с западными компаниями, надо сократить 6000 из 15 000 работающих, продолжил он. К примеру: компания летала в Магадан раз в неделю, но содержала местный филиал из 199 человек. Савельев собирается сократить и число собственных замов - с 23 до 15 (новая корпоративная структура будет представлена в начале июля). А работа менеджеров, от гендиректора до руководителя департамента, будет оцениваться по ключевым показателям эффективности: 50% зарплаты управленцы будут получать "при любой погоде", 50% - при достижении результата, рассказал он.
Категоричен Савельев и в отношении "дочек" - "Аэрофлот-Норд" и "Аэрофлот-Дон": если до 15 июля они не представят план оздоровления, будет поднят вопрос о банкротстве. Новый гендиректор намерен закрепить лидерство "Аэрофлота" на внутреннем рынке. По его словам, надо увеличивать не число маршрутов, а загрузку самолетов. Сейчас у "Аэрофлота" этот показатель равен 62%, а у ведущих европейских перевозчиков - 70%. А самолетов у компании достаточно - она заказала 74 лайнера, но сроки поставок из-за кризиса могут быть перенесены, добавил Савельев.
Гендиректор рассчитывает, что нынешний год "Аэрофлот" закончит с прибылью (с учетом роялти или без - не уточнил). Авиаотрасль восстановится от кризиса не раньше чем через три года, полагает аналитик "ВТБ капитала" Елена Сахнова, едва ли в это время "Аэрофлот" сможет быть прибыльным без пролетных денег. А программа Савельева Сахновой понравилась. Но "Аэрофлот" - большая, неповоротливая структура, в которой что-либо менять крайне сложно, предупредила она, да и чиновники могут не согласиться на массовые увольнения. Председатель совета директоров компании министр транспорта Игорь Левитин на все заявления Савельева только кивал....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2025
ФАС выдала "Победе" предписание из-за рекламы банковских вкладов на борту
Декабрь 23, 2025
Туристы жалуются, что Turkish Airlines перестала бесплатно кормить на пересадках в Стамбуле
Декабрь 23, 2025
Транспортная прокуратура оштрафовала авиакомпанию "Полярные авиалинии"
Декабрь 23, 2025
Газпром подключил к газу котельную аэропорта Благовещенск в Приамурье
