Finam.ru
29 июня 2009, 17:45
Снижению стоимости воздушных перевозок мешает наземный монополизм
Информационная группа Finam.ru провела конференцию "Авиаотрасль теряет высоту". Ее участники отмечают, что в последнее время российские авиакомпании проигрывают по себестоимости зарубежным аналогам
Бизнес отечественных перевозчиков связан с большим издержками, чем у многих зарубежных аналогов. "Миф о том, что издержки российских авиакомпаний ниже, чем у западных коллег, должен был растаять еще в прошлом году, когда авиакеросин в Москве стоил дороже, чем во Франкфурте, Париже или Амстердаме, и когда зарплаты командира ВС зашкаливали за 10 000 долларов. А может еще раньше, когда ввоз иностранных самолетов обложили пошлиной в 20%, плюс 18% НДС. Но для тех, кто продолжает верить, что в России авиаперевозчикам легче, чем на Западе, ценный подарок: государство предлагает "помощь" в виде кредитов под 21% годовых", - рассказал редактор аналитического отдела агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.
Цены на топливо - остаются одним из основных факторов высокой себестоимости перевозок. В связи с этим глава аналитического департамента УК "Ингосстрах-Инвестиции" Евгений Шаго отметил: "Стоимость топлива в цене авиабилета - около 30%, прошлым летом доходила до 50% и даже выше. Керосина в стране действительно хватает, мы его даже экспортируем. Мощности российских НПЗ по керосину рассчитаны еще на советский авиапарк. Но цена топлива напрямую связана с ценой нефти, и чем дороже стоит последняя, тем дороже получается из нее топливо, если ограничить цену внутри страны - топливо повезут на экспорт. Изменить здесь что-либо очень проблематично, так как цена нефти задается извне, под нее приходится подстраиваться. Единственный способ с этим бороться - иметь более эффективный по топливу парк, чем у конкурентов".
Текущая ситуация не позволяет в России развиваться бизнесу лоукостеров. "Лоу-кост модель возникла в США и далее в Европе в условиях переразвитого рынка услуг. Я имею в виду не только предложения авиакомпаний, но и предложения различных наземных и сервисных услуг для авиакомпаний. Возможность экономить расходы появилось у перевозчиков именно благодаря широкому выбору: из какого именно аэропорта и в какое время суток летать, у кого заправлять топливо, у кого обслуживать авиатехнику, какие самолеты использовать и т.д. В России такого выбора не было и нет. В наземной сфере почти все - монополии. Вот и остается экономить только на офисных расходах, количестве административного персонала и еще, пожалуй, только на системе продаж. Все это вместе может сэкономить до 10% расходов, максимум", - рассказала генеральный директор авиакомпании SkyExpress Марина Букалова.
В этих условиях отсутствуют реальные предпосылки для существенного увеличения объема авиаперевозок. "Объем перевозок в Советском Союзе был более 120 млн человек, и в основной своей массе это были объемы на внутренних линиях. Теперь российские авиакомпании возят около 50 млн, при этом на внутренних линиях - чуть больше половины. Существенно снизилась покупательская способность населения, и воздушный транспорт перешел в область "элитного". Позволить себе летать могут лишь 5-7% населения. При всем этом существенно возросла себестоимость перелета", - констатирует г-жа Букалова.
Как результат, с рынка могут быть вынуждены уйти многие небольшие перевозчики. "По нашим оценкам, возможно банкротство мелких региональных авиакомпаний, которые менее эффективны по сравнению с крупными и которые не смогут рефинансировать свои долговые обязательства", - прогнозирует аналитик ИК "ФИНАМ" Константин Романов. Впрочем, он дополняет, что укрупнение игроков на авиарынке позволяет снизить конкуренцию, увеличивать цены и рентабельность бизнеса....
Авторские права на данный материал принадлежат «Finam.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции