Заполярная правда
30 июня 2009, 12:40
Взлётные огни аэродрома
В аэропорту Норильска устанавливают новое светосигнальное оборудование на взлётной полосе. Специалисты утверждают, что новые, более мощные световые сигналы позволят повысить регулярность полётов
Когда самолёт взлетает или заходит на посадку, светосигнальная система на взлётно-посадочной полосе так же важна для пилотов, как разметка. Но если разметку пилот видит только в ясную солнечную погоду, то по сигнальным огням он устанавливает визуальный контакт с землёй в условиях плохой видимости - например, ночью или когда над землёй туман. Неслучайно современные светосигнальные системы иначе называют ОВИ - огни высокой интенсивности. От того, насколько ярко они горят, зависит, развернёт пилот воздушное судно на запасной аэродром (чтобы не "промазать" мимо взлётной полосы) или же примет решение о посадке.
С 1 июня аэропорт "Норильск" работает по новому регламенту. Теперь нелётных дней два - не только воскресенье, но и суббота. В дни, когда аэропорт не принимает самолёты, а также по ночам (в периоды "окна", с 18 до 6 часов) на лётном поле кипит работа: "Северная строительная компания" (подрядчик из Кайеркана) роет траншеи и прокладывает кабель для новой светосигнальной системы.
Плотник-бетонщик и звеньевой Игорь Дочкин говорит, что работать приходится по 12 часов, "от самолёта до самолёта", а это тяжело, особенно в жаркую погоду. Так что когда прохладно - лучше. За смену рабочие укладывают вдоль взлётки примерно 300 метров кабеля. Всего же надо проложить 7 километров только вдоль ВПП (с обеих сторон), не считая прокладки к трансформаторным подстанциям и автоматическому пульту управления.
Поставщик новых "фонариков" для взлётки - чешская фирма Transcon Electronic Sistems (TRANSCON). Это одна из известнейших в мире и хорошо зарекомендовавших себя фирм по производству светосигнального оборудования для аэропортовых комплексов, в том числе международных.
Стоимость всего оборудования (а это не только осветительные приборы, но и подстанции, и сложная автоматика - она полностью контролирует работу светосигнальной системы, регулирует яркость света, подаёт всю информацию о состоянии ОВИ в компьютер, и по запросу оператора автоответчик сообщает эту информацию приятным женским голосом) составляет более 80 миллионов рублей. Общестроительные, монтажные и пусконаладочные работы обойдутся ещё почти в 20 миллионов. Финансирует всё это Заполярный филиал "Норильского никеля" (хотя взлётно-посадочная полоса аэропорта "Норильск" является федеральной собственностью). Часть работы в аэропорту проделали ещё прошлым летом, а этим планируют закончить.
Управляющий делами ЗАО "Алыкель" Анатолий Брагин:
- Новая светосигнальная система, которую мы устанавливаем, будет более надёжная - минимальный срок её эксплуатации составляет 10 лет. И она соответствует последним международным требованиям. Старая же давно себя изжила. С помощью новой светосигнальной системы мы рассчитываем значительно увеличить интенсивность полётов.
Установкой трансформаторных подстанций и сигнальных огней занимается корпорация "Инжтрансстрой", монтировавшая подобное оборудование в аэропортах Нижнего Новгорода, Сочи, Уфы и других городов.
Александр Левашов, руководитель проекта, представитель "Инжтрансстроя":
- Мы установим на взлётно-посадочной полосе 125 сигнальных огней. Плюс - восемь глиссадных, по 4 с каждой стороны полосы. Их на полосе сейчас вообще нет. (Глиссада - траектория захода самолёта на посадку. - Ред.) Мощность этой светосигнальной системы такова, что аэропорт "Норильск" сможет принимать воздушные суда даже в сильный туман, то есть при нулевой видимости. Конечно, задержки по метеоусловиям всё равно будут, потому что существуют грозовая облачность и боковой ветер, но из-за плохой видимости задержек быть уже не должно.
К слову, часто от норильчан можно услышать вопрос: "Ну и что, что боковой ветер? Что здесь такого?" Не вдаваясь в подробности аэродинамики, скажем, что пилоту часто проще посадить самолёт при низкой облачности, чем при боковом ветре - высок риск того, что самолёт вынесет за пределы полосы. Разные типы воздушных судов при одном и том же коэффициенте сцепления шасси с покрытием полосы по-разному справляются с одним и тем же боковым ветром. Именно поэтому один самолёт при таких метеоусловиях аэропорта вылетает, а другой - нет. Идеальные условия для посадки - когда самолёт садится против ветра.
Но вернёмся к нашим "фонарикам". Есть у новой светосигнальной системы и минус - эти фонари будет сложнее очищать от снега: если у старых высота стойки - 75 сантиметров, то у новых - 45.
Все работы на взлётно-посадочной полосе планируется закончить к 31 августа. Но новую светосигнальную систему перед запуском надо ещё обкатать, то есть "облетать" - на самолёте, оборудованном специальной лабораторией, которая сделает заключение для Минавиации и Международного авиационного комитета. Только после этого аэропорт получит официальное право пользоваться ОВИ.
С 1 сентября аэропорт будет работать по прежнему регламенту - принимать и выпускать самолёты с 6 до 18 часов ежедневно, кроме воскресенья.Справка "ЗП"
В 1964-м на аэродроме в районе железнодорожной станции Алыкель приземлился первый пассажирский самолёт Ил-18. Возле аэродрома были подготовлены минимально необходимые здания и сооружения для круглосуточной эксплуатации аэропорта, который сначала открыли как временный - на период сентября-ноября, для перевозки скопившихся в Москве и Красноярске пассажиров. Позже на железнодорожной станции Алыкель установили два вагона, переоборудованных под временный вокзал. Постоянная эксплуатация этого аэропорта началась в 1966 году.
Сейчас аэропорт "Норильск" занимает 4-е место в стране по объёму грузоперевозок (более 25 тыс. т грузов в год) и 26-е - по объёму пассажирских (более 400 тыс. человек в год). Длина взлётно-посадочной полосы - 3 тыс. 430 м. Принимаемые воздушные суда: Ан-12, 24, 26, 30, 72, 74; Ил-62, 76, 86; Ту-134, 154, 204-100, 204С; Як-40, 42; Boeing 737 всех модификаций, Boeing 757 всех модификаций; Airbus A319, A320.
Интересные факты
Все огни в светосигнальной системе аэродромов делятся на специальные группы. Яркость и цвет этих огней представляют собой тоже ряд сигналов.
Например, входные огни (их устанавливают у "порога" взлётно-посадочной полосы) излучают зелёный свет. Посадочные расположены с двух сторон вдоль взлётки и составляют основное освещение ВПП, чаще всего они - белого цвета, при посадке пилот пользуется ими для визуального контроля положения самолёта относительно полосы. При помощи посадочных огней маркируются 600-метровые участки по концам ВПП (на этих участках посадочные огни излучают жёлтый свет). Боковые рулёжные огни - синего цвета, они указывают границы боковых рулёжных дорожек, соединяющих взлётную полосу с остальной частью аэродрома. А вот глиссадные огни излучают белый свет в верхней части и красный - в нижней. Ограничительные же огни, стоящие в конце полосы, - красного цвета....
Авторские права на данный материал принадлежат «Заполярная правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2025
Аэрофлот запустил бесплатный онлайн-сервис по оформлению справок для пассажиров
Декабрь 17, 2025
Врач из Башкирии спас жизнь пассажиру на рейсе Москва - Уфа
Декабрь 17, 2025
CNN: частный самолет едва не столкнулся с заправщиком ВВС США близ Венесуэлы
Декабрь 17, 2025
"Росэл" увеличил вдвое объем услуг по нанесению гальванических покрытий