О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

О состоянии отечественной гражданской авиации

На слушаниях в Думе зам. министра транспорта РФ Карл Руппель привел данные о состоянии гражданской авиации России и ее перспективах.
Гражданская авиация России включает в себя 284 авиакомпании (эксплуатанта), в настоящее время действующих 264, из которых 86 - это государственные или муниципальные авиапредприятия, 486 аэропортов, в том числе 63 аэропорта федерального значения и 72 аэропорта международного, 13 авиаремонтных заводов, 250 организаций по техническому обслуживанию, 126 оперативных центров организации воздушным движением, 63 центра бронирования авиаперевозок и др. Численность персонала составляет 228 тысяч человек.
В 2000 году впервые за 10 лет произошел рост объема перевозок на 0,5 процента, за 8 месяцев 2001 года рост объема перевозок увеличился на 14,6 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Учитывая наметившиеся тенденции, в текущем году предполагается перевезти 24 млн. пассажиров.
Резко замедлился рост авиатарифа. Так, если в 2000 году его рост составил 114 процентов, то за 6 месяцев 2001 года только 19 процентов. Правда в настоящее время средний тариф в 1,23 раза превышает среднюю зарплату.
Продолжалась тенденция концентрации рынка пассажирских авиаперевозок вокруг крупнейших авиаперевозчиков. 90 процентов данного рынка сегодня обслуживает только 30 авиакомпаний из 284 эксплуатантов, работающих на рынке транспортных услуг.
Разработаны и находятся на согласовании "Положение о категорировании авиакомпаний Российской Федерации", которое предусматривает приоритет допуска на рынок авиаперевозок достойных по величине и качеству обслуживания с устойчивым финансово-экономическим состоянием авиаперевозчиков.
Более 30 процентов авиакомпаний имеют неудовлетворительную структуру баланса, часть из них находилась под процедурами банкротства.
Прибыль от деятельности всех авиакомпаний за 6 месяцев 2001 года составила всего 5,1 млрд. рублей.
Амортизационные отчисления в целом по отрасли составляют 0,9 млрд. руб. Годовой инвестиционный потенциал всего воздушного транспорта при условии консолидации собственных средств равняется 6,0 млрд. руб. (5,1 + 0,9 ), при стоимости одного самолета Ил-96-300 - 1,3 млрд. рублей или Ту-204 - 0,63 млрд. рублей.
Таким образом, отрасль на сегодняшний день не располагает необходимым внутренним ресурсом для расширенного воспроизводства, особенно, в области модернизации парка воздушных судов.
Поэтому крупнейшей и определяющей проблемой является вопрос обновления эксплуатируемого парка воздушных судов.
В авиакомпаниях России в настоящее время 6085 воздушных судов. Из них 1485 магистральных пассажирских самолетов, 528 грузовых, 2062 местных воздушных линий, 1964 вертолета и 46 самолетов зарубежного производства (США, Франция, Англия).
Перечисленный парк составляют, в основном, воздушные суда разработки и производства 60-80 годов, которые еще до списания по отработке ресурса вытесняются с международных линий новыми более жесткими стандартами ИКАО по шумам, выбросам в атмосферу и точности самолетовождения.
С введением с 1 апреля 2002 года запрета на полеты в аэропорты Европы воздушных судов, на отвечающих стандартам Главы 3 Приложения 16 ИКАО из 2059 магистральных самолетов от выполнения полетов в страны Европы будут отстранены 1611 воздушных судна. Из них 241 самолет можно доработать под требования Главы 3 установкой звукопоглощающих конструкций, а самолеты Ил-86, Ил-76, Ту-134 могут быть доработаны только заменой двигателей.
В настоящее время в авиакомпаниях России эксплуатируется всего 11 самолетов: Ил-96-300, 14 самолетов Ту-204 и 1 - Ту-214. Авиакомпании России не в состоянии приобрести перечисленные воздушные суда без организации системы лизинга.
В 2001 году количество аэропортов в Российской Федерации сократилось на 37 и составило 496, в то время как, в 1992 году было 1302 аэропорта. В настоящее время 28 аэродромов отвечают требованиям I, II категории ИКАО, из них 21 имеет оборудование для посадки в условиях метеоминимумов I-ой и 7 по II-ой категории ИКАО.
За восемь месяцев 2001 года в гражданской авиации Российской Федерации произошло 18 авиационных происшествий, из которых 6 закончились катастрофами, приведшими к гибели 172 человек. По сравнению с аналогичным периодом 2001 года, почти в 1,3 раза, а число катастроф - в 1,2 раза. При этом число погибших в катастрофах людей возросло более чем в 8,6 раза.
Осложнилось положение с обеспечением авиационной безопасности. В аэропортах России за восемь месяцев текущего года при проведении предполетного досмотра авиапассажиров пресечено около 13000 попыток пронести в воздушное судно опасные вещества и предметы, являющиеся потенциально опасными для жизни пассажиров и экипажей воздушных судов.
Количество работоспособных технических средств досмотра ежегодно снижается примерно на 7-10%, и без принятия кардинальных мер в ближайшие 3-4 года на оснащении аэропортов останутся единицы действующей досмотровой техники.
В соответствии с утвержденными Президентом Российской Федерации "Основами политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года" Правительством Российской Федерации разработан "Комплексный план по развитию авиационной деятельности в области гражданской авиации". Этот План определяет неотложные меры по развитию гражданского авиастроения, развитию рынка авиационных перевозок и оснащению гражданской авиации конкурентоспособными воздушными судами.
На заседании Правительства Российской Федерации 2 августа этого года рассмотрен и одобрен проект федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)".
В долгосрочном периоде Государственная служба гражданской авиации Минтранса России с участием заинтересованных министерств и ведомств планирует активизировать работу по следующим направлениям:
- совершенствование нормативно-правового регулирования гражданской авиационной деятельности путем последовательного ужесточения сертификационных требований;
- обновление парка воздушных судов на основе разработанных механизмов поддержки и развития лизинга отечественной авиационной техники;
- обеспечение летной годности эксплуатируемого парка воздушных судов путем организации систематических проверок технического состояния воздушных судов, целевых ревизий запасных частей и агрегатов, их производства и хранения на предмет соответствия установленным стандартам;
- совершенствование подготовки летного персонала на основе увеличения объемов и совершенствования содержания тренировок летных специалистов непосредственно на воздушных судах, развития деятельности курсов подготовки специалистов в области руководства летной работой в авиапредприятиях на базе Академии гражданской авиации, а также модернизации устаревших типов авиационных тренажеров;
- усиление мер обеспечения авиационной безопасности в аэропортах и др....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка