О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Грузовик с бомбами

17 и 19 июня сразу в двух регионах - в Мурманской и Ростовской областях, потерпели аварию самолеты ВВС России. Два фронтовых бомбардировщика Су-24 разбились при заходе на посадку

17 и 19 июня сразу в двух регионах - в Мурманской и Ростовской областях, потерпели аварию самолеты ВВС России. Два фронтовых бомбардировщика Су-24 разбились при заходе на посадку. И в том, и в другом случае летчики остались живы. После первоначальных сообщений о происшедшем и предположений о причинах случившегося более никакой внятной информации военные не предоставили.

Наш телефонный звонок в службу информации ВВС России 1 июля тоже ничего не прояснил. Дежурный офицер ответил, что он не располагает никакой информацией.

Роясь во "всемирной паутине" в поисках информации об этих инцидентах, мы наткнулись на факты, которые если и не расставляют все точки над i, то многое объясняют.

На официальном сайте КБ Сухого имеется весьма подробная история создания 24-го. Всю ее не имеет смысла пересказывать. Вкратце: Су-24 стал первым в СССР ударным самолетом тактической авиации, обеспечивающим круглосуточное и всепогодное применение.

Самый аварийный самолет

Официально создание нового самолета, который получил буквенно-цифровое обозначение Т-6, было задано постановлением Правительства СССР от 7 августа 1968 года. Рабочее проектирование Т-6 проведено в 1968-69 годах, постройка двух опытных экземпляров завершена к осени 1969-го. Первый полет на самолете летчик-испытатель В. С. Ильюшин выполнил 17 января 1970 года. Государственные испытания Т-6 проводились целых 4 года: с января 1970-го по июль 1974-го. Столь долгий срок объясняется большой сложностью и новизной задач, которые пришлось решать ОКБ совместно с военными в ходе отработки самолета.

Наверное, объяснять долгий период испытаний "сложностью и новизной задач" вполне правомерно. Но есть и другая точка зрения. В книге авиаконструктора О. С. Самойловича "Рядом с Сухим" читаем следующее: "Летные испытания самолетов Су-24 сопровождались большим числом летных происшествий. Всего было потеряно 10 самолетов, в том числе: по вине конструкции - 3 (обрыв тяги поворотного пилона, разрушение механизма поворота левой консоли крыла, отказ системы продольного управления самолетом), все остальные - из-за двигателя АЛ-21ФЗ (титановые пожары и взрывы камер сгорания). Кроме того, в летных испытаниях было потеряно 4 самолета Су-24М. К сожалению, это сопровождалось гибелью людей. Погибло 13 летчиков-испытателей и штурманов. Катапультировались и остались живы 8 человек. Ни на одном другом самолете нашего КБ таких потерь не было".

Когда Су-24 приняли на вооружение, показатель его аварийности был 5-6 падений в год. В основном подводила техника. Характерные аварии: неисправность двигателя (они загорались в полете), отказывало управление. Бывали случаи, что одно крыло свою стреловидность изменяло, а вот второе... Только 63-й бомбардировочный полк за 3 года потерял 4 самолета и 5 летчиков. Еще в 1998 году, выступая в Госдуме, заместитель главнокомандующего ВВС РФ Виктор Кот заявил, что "Су-24 на сегодняшний день являются наиболее аварийными летательными аппаратами в боевой авиации".

Несмотря на высокую аварийность, работу по доводке самолета продолжили. Проектные работы по модернизации исходного самолета начались в ОКБ еще в начале 70-х, в частности, уже в 1971 году был разработан аванпроект по оборудованию самолета системой дозаправки. В дальнейшем основным направлением модернизации стало повышение боевых возможностей за счет установки нового прицельного оборудования и расширения номенклатуры вооружения в части управляемого оружия с лазерным и телевизионным наведением.

Государственные испытания новой модификации продолжались с декабря 1976-го по май 1981 года. Постановлением правительства от 22 июня 1983 года самолет был принят на вооружение под обозначением Су-24М. По оценке специалистов, боевая эффективность Су-24М по сравнению с Су-24 выросла в 1,5- 2 раза.

Не было ни одного года, чтобы с Су-24 и его модификациями не происходило аварий. Каждый раз объявляют о прекращении полетов, и каждый раз возобновляют.

А что делать - к настоящему моменту самолеты Су-24/Су-24М составляют основу ударной фронтовой авиации ВВС РФ. Правда, на смену им уже идет Су-34, но первые поставки в армию начнутся только в следующем году.

Мощь и скорость

Но хватит о грустном. Для своего времени машина была действительно классной.

Конструкция цельнометаллическая, используются в основном алюминиевые, а также титановый и магниевый сплавы. Кабина герметическая вентиляционного типа - с системой кондиционирования воздуха и кислородным оборудованием, оснащена двойным управлением, что повышает безопасность полета.

Летчик и штурман расположены рядом, один возле другого. Размещение летчиков "плечом к плечу" позволило значительно снизить утомляемость в длительном полете и улучшить взаимодействие.

Створки фонаря открываются назад - в стороны. Для аварийного покидания машины служат катапультные кресла К-36Д/ДМ. Конструкция шасси позволяет использовать самолет как с бетонных аэродромов, так и с грунтовых полос. Кабина оснащена катапультируемыми креслами класса 0-0.Су-24 оборудован современным электронным оборудованием, включающим в себя мощную БЦВМ.

На Су-24 впервые установлена прицельно-навигационная система "Пума", в состав которой входит 13 подсистем: импульсно-допплеровский радиолокатор переднего обзора (РПО) "Орион-А", радиолокатор предупреждения о столкновении (РПС), - радиолокационная командная линия (РКП) "Дельта ВМТ-6" для применения управляемых ракет, пеленгатор "Филин-Н", бортовая цифровая вычислительная система (БЦВС) и др.

На Су-24 устанавливалась прицельно-навигационная система ПНС-24. На Су-24М стоит её усовершенствованный вариант -ПНС-24М "Тигр", в состав которой входят также 13 подсистем, в том числе импульсно-допплеровская РЛС "Орион-А", РЛС следования рельефу местности "Рельеф", оптико-электронная (лазерно-телевизионная) прицельная система "Кайра-24" для наведения управляемых ракет, контейнерная станция обнаружения источников радиолокационного излучения "Фантасмагория" и др.

Имеющаяся система управления вооружением сопряжена с бортовым цифровым вычислителем. Самолеты также оснащены БКО "Карпаты", включающим в себя станцию предупреждения о радиолокационном облучении СПО-15, теплопеленгатор ЛО-82, станцию постановки активных помех СПС-161, устройство отстрела диполей и термоловушек АПП-50, блок управления.

С 1985 года на вооружение стала поступать модификация Су-24МК, имеющая новое бортовое электронное оборудование и систему дозаправки в воздухе. В конце 80-х годов была создана новая модификация самолета в варианте тактического разведчика. Самолет получил обозначение Су-24МР.

Вооружение самолета впечатляет. На Западе его так и прозвали - грузовик с бомбами. В перегрузочном варианте "сушка" может поднять до 8 тонн различного рода оружия. И чего только нет: 23-мм шестиствольная пушка (есть вариант с 30-мм пушкой), управляемые ракеты "воздух-воздух" и "воздух-земля", корректируемые и обычные бомбы, одноразовые бомбовые кассеты, не-управлямые реактивные снаряды, зажигательные ящики. Все это крепится на восьми точках подвески. Здесь же, если нужно, устанавливаются подвесные баки. С этими баками м одной дополнительной заправкой дальность полета составляет пять тысяч километров. Но так летают только на длительных перегонах. Боевой радиус действия у земли (при скорости 900 км/час) при нормальной массе боевой загрузки - 390 км, с подвесными топливными баками - 570 км. Практический потолок (без подвесок) 11км. Максимальная скорость полета у земли (без подвесок) 1315 км/час.

Боевое применение

Первый известный факт боевого применения Су-24 ВВС СССР имел место в ноябре 1975 года при подавлении восстания на СКР ДКБФ "Сторожевой". Советские Су-24 эпизодически применялись во время войны в Афганистане, действуя с аэродромов, расположенных на территории СССР. Они наносили бомбовые удары со средней высоты (около 5500 м) за пределами досягаемости зенитных ракет переносных комплексов "Редай", только что появившихся у моджахедов. Базировались самолеты в Термезе (Узбекистан) и на других приграничных аэродромах.

Азербайджанские самолеты привлекались к участию в боевых действиях карабахского конфликта 1992-94 гг. Узбекские и объявленные таджикскими Су-24 использовались в ходе боевых действий гражданской войны в Таджикистане, где в мае 1993 г. местными моджахедами был сбит 1 самолет. Российские машины применялись также в боях чеченской войны. В Интернете есть сведения об одной сбитой в тех краях "сушке". Пилот погиб, а штурман попал в плен и вернулся домой только через несколько месяцев. С украинскими самолетами связан эпизод, явившийся одной из "первых ласточек" усложнения российско-украинских отношений, когда 6 машин было угнано в Россию экипажами, не принявшими образование независимого украинского государства.

В остальных странах Су-24 боевого применения не имели. В ходе войны в Персидском заливе все иракские машины были перегнаны в Иран, где они были включены в состав местных ВВС....
Авторские права на данный материал принадлежат «b-port.com». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка