О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Обновление парка самолетов позволит "Аэрофлоту" наращивать выручку при оживлении рынка авиаперевозок

Обновление парка самолетов позволит "Аэрофлоту" наращивать выручку при оживлении рынка авиаперевозок

Чистая прибыль ОАО "Аэрофлот" по МСФО за 2008 год составила $37 млн, что на 88,2% меньше, чем годом ранее: в 2007 году чистая прибыль группы компаний "Аэрофлот" составила $313,4 млн.

ОАО "Аэрофлот" ведет переговоры с западными банками о выделении средств для обновления флота компании, сообщил заместитель генерального директора по финансам и инвестициям Михаил Полубояринов на пресс-конференции 8 июля.

Комментарий

Дмитрий Конторщиков, старший аналитик ИК "Вестига"

Снижение финансового результата по группе составило $276.4 млн, из них денежное влияние - $100.7 млн. Консолидированные доходы компании за 2008 год по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 21.2% или на $806 млн и составили $4 613.8 млн. Операционные расходы увеличились на 32,4% или на $1045,5 млн и составили $4 275.3 млн. Показатель EBITDA в 2008 году снизился на 28,7% и составил $524.6 млн, в 2007 году он составлял $735,4 млн.

Чистая прибыль "Аэрофлота" без учета дочерних компаний в 2008 году составила $167.1 млн, что на 48.2% меньше показателя за 2007 год ($322.7 млн). В 2008 году наибольший убыток принесла деятельность ЗАО "Аэрофлот Карго" ($105.3 млн и 47%), убыток ОАО "Терминал" составил $45.5 млн, говорится в отчете "Аэрофлота".

Мы оцениваем отчетность компании как слабую.

Резкое снижение чистой прибыли значительно превзошло наши прогнозы. Менеджмент компании среди основных причин падения прибыли называет повышение цен на ГСМ, убытки дочерних компаний, а также переоценку валютных обязательств, связанных с расходами на обновление флота и строительство нового терминала Шереметьево-3. По нашему мнению, эффективность работы компании за отчетный период оставляет желать лучшего. Активная экспансия Аэрофлота на внутренний рынок в последние годы привела к росту рейсов, которые или убыточны для компании, или находятся на грани прибыли. Кроме того, численность персонала компании до сих пор остается чрезвычайно высокой.

Учитывая тот факт, что около $150 млн в год Аэрофлот получает в качестве роялти от зарубежных авиаперевозчиков, без учета этих денег деятельность компании в прошлом году фактически была убыточной.

В настоящий момент перспективы компании напрямую зависят от деятельности новой команды менеджмента, которая пришла в компанию в конце прошлого года. Основной целью новый генеральный директор компании объявил повышение эффективности работы. По всей видимости, будет сокращено количество убыточных внутренних рейсов, продолжится сокращение штата сотрудников.

В целом мы умеренно оптимистично смотрим на перспективы компании. Обновление парка самолетов позволит компании наращивать выручку при оживлении рынка авиаперевозок. Уже сейчас компания смотрится лучше конкурентов: в 1-м полугодии текущего года объем перевозок снизился лишь на 11.5% при среднем показателе по рынку в 20% и выше. Основным негативным моментом остается неясность относительно распределения роялти.

Кирилл Таченников, аналитик ФК "Открытие"

Хотя мы сохраняем наше негативное мнение о финансовых показателях, опубликованных компанией, мы хотели бы обратить внимание на ряд интересных деталей, ставших известными в ходе нашей встречи с финансовым директором Аэрофлота.

Если исключить эффект от консолидации результатов дочерних компаний, то Аэрофлот продемонстрировал более высокую степень устойчивости в неблагоприятных рыночных условиях по сравнению с остальными членами Группы "Аэрофлот". Полученные убытки были вызваны, главным образом, ростом цен на топливо (-$96 млн) и переоценкой обязательств в связи с девальвацией рубля (-$110 млн).

Компания собирается списать 26 самолетов Ту-154, которые являются менее экономичными по расходу топлива в сравнении с иностранными моделями. Вместо списанных самолетов будут использоваться 18 аэробусов A320/321/319 и шесть новых A330.

В 1-й половине 2009 г. авиационный керосин стоил в два раза дешевле, чем в среднем на протяжении 2008 г. С учетом заметного снижения цен и улучшения характеристик расхода топлива в результате обновления флота в 2009 г. Аэрофлот, по нашим прогнозам, может сэкономить на операционных расходах, по меньшей мере, $600 млн по сравнению с 2008 г.

По словам руководства компании, 70% выручки Аэрофлота номинировано в рублях.

Аэрофлот торгуется с 23%-ным дисконтом по отношению к аналогам, коэффициент EV/EBITDA 09 составляет 5,9х.

Ройдел Стюарт, аналитик Альфа-Банка

Компания не представила своих прогнозов на 2009 год, лишь заявив о том, что 1П09 было прибыльным. Компания также опубликовала данные RPK (которые являются критерием спроса) за 1П09, которые свидетельствуют о снижении на 10.6% по сравнению с прошлым годом.

Мы оцениваем снижение RPK в 2009 году в 2.4%, ожидая роста показателя во 2П09 на 5%. Гендиректору компании предстоит обеспечить ее прибыльность без платы за пролет над территорией России, которая, по оценкам, составляет $300 млн. Гендиректор отметил также, что планирует сократить персонал компании на 6 000 сотрудников против сегодняшних 15 600.

Михаил Лямин, аналитик Банка Москвы

Прошлый год был довольно трудным для авиакомпаний: взлет цен на топливо, являющееся основной составляющей расходов транспортных компаний, в начале года, а затем и развитие финансового кризиса осенью, существенно осложнили условия работы. В результате подавляющее большинство авиакомпаний завершили прошлый год с убытками. В этой связи падение рентабельности Аэрофлота вполне объяснимо, а удержаться на безубыточном уровне авиакомпании вновь помогло получение "пролетных денег" - роялти, без которых, по нашим оценкам, операционный результат Группы был бы ближе к нулю. Тем не менее, отметим, что опубликованные вчера цифры превзошли наши ожидания. Мы оценивали, что операционная прибыль по итогам года составит $ 185 млн, показатель EBITDA - $ 332 млн.

Отметим, что в 2008 г. стала все более ощутима разница между Аэрофлотом и его дочерними компаниями. Благодаря проводимой стратегии оптимизации маршрутной сети и обновлению парка авиатехники рост топливных затрат Аэрофлота был более чем умеренным (47 %). Для сравнения, при примерно одинаковом уровне среднегодовой цены на топливо для Аэрофлота и его дочерних компаний топливные расходы дочерних компаний в прошлом году увеличились на 71 %, что оказало давление на групповой результат. Без учета итогов деятельности дочерних компаний операционная прибыль Аэрофлота составила бы $ 482.2 млн, что на 19 % ниже итогов 2007 г.

Влияние на рынок. Несмотря на возникшие в отрасли трудности и повышательный тренд на рынке, мы сохраняем рекомендацию "покупать" по бумагам Аэрофлота. В мае компания опубликовала отчетность за 1-й квартал по РСБУ, которая отразила существенный запас прочности российского лидера авиаиндустрии. В соответствии с опубликованным отчетом, в 1-м квартале 2009 г. относительно аналогичного периода 2008 г. доходность рейсов Аэрофлота увеличилась на 13 %, при том что удельные затраты топлива сократились на 30 %, а их соотношение выросло с 3 до 4.9. На этом фоне мы полагаем, что Аэрофлот имеет достаточный запас прочности при сохранении повышательного тренда на рынке нефти. Скорее даже, рост цен на нефть повысит конкурентоспособность компании на внутренних направлениях....
Авторские права на данный материал принадлежат «Finam.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка