Коммерсантъ
14 июля 2009, 12:40
Правила игры
Рязанская энергосбытовая компания проводит оценку экономической целесообразности принятия на обслуживание международного аэропорта "Шереметьево"
На подобную состязательность на рынке и рассчитывали реформаторы РАО "ЕЭС России" - надо было создать такую схему, когда энергосбыты будут бороться за потребителя. Они и борются, конечно, и, в том числе в московском регионе, где, например, "Русэнергосбыт" (СП Enel и группы ЕСН, снабжает объекты ОАО РЖД) спорил с "Мосэнергосбытом" за население двух столичных округов и интересуется метрополитеном. Но в ситуации вокруг "Шереметьево" конкуренция оказывается чуть-чуть странная - одна госкомпания собирается отнять у другой госкомпании кусок рынка на 130 млн кВт ч годового потребления.
РЭСК на 90,5% принадлежит "Русгидро", доля государства в котором - 62%. Контрольный пакет "Мосэнергосбыта" при реформировании РАО ЕЭС продать так и не удалось, и 50,9% акций были переданы также подконтрольному государству "РАО ЭС Востока". Конечно, несмотря на то что хозяин один, карманы у него совершенно разные. Да и сами материнские компании, бывало, сталкивались друг с другом - уже на рынке генерации. Например, в начале года "Русгидро" и "РАО ЭС Востока" ввязались в спор о том, на кого государству ставить при развитии энергетики Колымы. Одна компания предлагала строить Усть-Среднеканскую ГЭС, другая - развивать Аркагалинскую ГРЭС. Но тогда хотя бы не заходила речь о рыночных механизмах, спорщики конкурировали за государственные инвестиции. А в шереметьевском случае - чистый рынок, как в учебнике.
Цена вопроса, по оценке директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, составляет порядка 200 млн руб.- примерно столько аэропорт должен платить за электричество в год. Причем новый поставщик вряд ли сможет предложить значительное удешевление. РЭСК способна сбросить с цены 1 кВт ч от 1 до 3 коп., что даст не более 4 млн руб. экономии, считает эксперт.
Впрочем, такая неклассическая конкуренция на энергорынке структур одного собственника, видимо, неизбежна. Реформа РАО ЕЭС ведь так и не дошла до конца. В частности, крупнейшие энергосбыты остались под контролем государства. "Мосэнергосбыт" и Петербургская сбытовая компания - у "РАО ЭС Востока", Тюменская энергосбытовая компания - в структуре "Газпрома", "Красноярскэнергосбыт" и та же РЭСК - у "Русгидро". Что вполне укладывается в тенденцию, о которой в начале июля говорил заместитель главы Минэкономразвития Андрей Клепач: объем прямого и косвенного участия государства в российской экономике - около 50%....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться