Военно-промышленный курьер
22 июля 2009, 10:39
Маршрутом Пауэрса
ВВС США начинают регулярные полеты в воздушном пространстве России
Стороны договорились, что ежедневно над территорией России будут пролетать 12 самолетов, общее же число таких полетов может составить до 4,5 тысячи ежегодно.
Соглашение о военном транзите стало неожиданностью для целого ряда профильных министерств и ведомств РФ, участвовавших в подготовке документов к визиту Обамы. В частности, информация об этом появилась даже со ссылкой на источники в российском МИДе - ведомстве, которое традиционно проявляет гибкость в переговорных процессах по сравнению с задействованными в них силовиками.
Практически следом же прозвучало "успокоительное" разъяснение Сергея Лаврова: "Юрисдикция Российской Федерации будет применяться во всех тех случаях, когда мы этого захотим и потребуем. У нас есть право попросить любой рейс приземлиться в РФ для проверки соответствия заявленных грузов тому, что реально находится на борту", - заявил глава МИДа.
Отметим, что соглашение о военном транзите - единственный практический результат переговоров в Москве. Все остальное пока что не более чем рамочные документы или же декларации о намерениях, которые еще нужно претворить в жизнь.
Военный транзит - ценный подарок, который Москва преподнесла Обаме: того все сильнее атакуют республиканцы и "неоконы", раздраженные миролюбивой риторикой нового президента США. Теперь Обаме есть что предъявить политическим оппонентам. А вот нам это решение, похоже, принесет лишь одну головную боль.
Не ясно, докладывали ли Генеральный штаб, СВР и ФСБ президенту Дмитрию Медведеву о том, что наряду с транзитом Соединенные Штаты получают и отличные возможности для ведения против нас радиоэлектронной разведки. Учитывая, что полеты в воздушном пространстве РФ будут совершать стратегические военно-транспортные самолеты С-17, они благодаря своим конструктивным особенностям могут быть легко дооснащены комплексами радио- и радиотехнической разведки, причем выявить их наличие путем внешнего осмотра российская сторона не сможет: для этого потребовалась бы полная разборка самолета, что нереально. Так что толку нам от досмотра американских транзитных грузов никакого - опасность будет представлять электронная "начинка" С-17.
В настоящее время радио-электронный шпионаж над территорией России ведут, в частности, американские спутники детальной радиотехнической разведки "Феррет-Д". Однако круглосуточный мониторинг нашего эфира нереален: возможностей существующей орбитальной группировки Соединенных Штатов для этого не хватает. Что же касается стационарных постов электронной разведки США и НАТО, расположенных по периметру российских границ, то они могут отслеживать радиочастотную обстановку только в приграничных и прилегающих к ним регионах России и не "добивают" до режимных объектов и испытательных полигонов, расположенных в глубине нашей территории.
Когда спутники "Феррет-Д" уходят из зоны, возникают многочасовые паузы, во время которых в Вооруженных Силах РФ проводятся испытания перспективного вооружения и военной техники, в том числе основанных на новых физических принципах, комплексов ПВО и ПРО, отрабатываются боевые режимы, тестируются литеры и частоты, которые будут активированы в военное время. Теперь же Агентство национальной безопасности Соединенных Штатов Америки - главный орган электронного шпионажа сможет восполнить эти паузы, координируя с ВВС США график и время пролетов через воздушное пространство России самолетов, доставляющих грузы в Афганистан. Впрочем, в данном случае объектами электронного шпионажа помимо России станут также Иран и Китай.
Выполняющие полет на высоте 10-12 тысяч метров в недоступном прежде воздушном пространстве, оснащенные соответствующей аппаратурой "транзитные" С-17 - идеальные платформы для электронной разведки. О таких возможностях в АНБ США прежде могли только мечтать. Раньше подобных визитеров сбивали, как это случилось с Пауэрсом на У-2.
И последнее. Практика показывает, что проводя тайные операции, американские спецслужбы порой не информируют о них конгресс, сенат и даже Белый дом. Не исключено, что 44-го президента США Барака Обаму они тоже используют втемную....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу билетов на рейсы между Санкт-Петербургом и Владивостоком
Май 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу билетов на рейсы из Красноярска в Санью (КНР)
Май 23, 2024
Turkish Airlines и UN Tourism создают стратегическое партнерство для устойчивого туризма
Май 23, 2024
Вице-премьер Армении: Эскиз нового терминала аэропорта "Звартноц" готов, стоимость оценена