Ведомости
23 июля 2009, 09:03
Самолет - не театр
Антимонопольная служба решила разобраться, почему падение цен на авиакеросин не приводит к снижению цен на авиабилеты. Службе не нравится и то, что билет на самолет не всегда можно вернуть
С бензином не выходит
ФАС уже давно борется с ростом цен на бензин, но пока эффекта мало. По данным "Кортеса", средняя оптовая цена на А-92/93 выросла с начала года на 132% до 25 080 руб./т. Артемьев вчера сообщил, что ФАС снова расследует 200 дел по поводу роста цен у "Газпром нефти", "Лукойла", "Роснефти" и ТНК-BP.
Пока речь идет только о сборе информации и подготовке планов проверок, объяснил "Ведомостям" начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич. В первую очередь проверят направления, на которых нет конкуренции между авиаперевозчиками, отмечает он.
В себестоимости "Аэрофлота" в 2008 г. на топливо приходилось 37%, у "Сибири" и "Трансаэро" - 46%, следует из их отчетов. А оптовые цены на авиакеросин с июля 2008 г. упали в 2 раза до 14 545 руб./т (данные ИАЦ "Кортес"). Авиаторы уверяют, что тоже снижают цены. Тарифы только в IV квартале упали на 30%, поделился представитель "Трансаэро" Сергей Быхал. У "ЮТэйр", по словам гендиректора Андрея Мартиросова, цена билета по сравнению с 2008 г. снизилась в среднем на 20%. У Sky Еxpress в зависимости от рейсов и их наполняемости цены упали на 30% (в сравнении с прошлым июлем), продолжает гендиректор Sky Еxpress Марина Букалова.
Кроме тарифа многие перевозчики используют так называемый топливный сбор. В него включается часть расходов на топливо и это позволяет авиакомпании менять реальную цену билета, не меняя тарифы, отмечает аналитик "Ингосстрах-инвестиций" Евгений Шаго. У "Аэрофлота" топливный сбор равен 25% стоимости билета, в прошлом году он был 40%, рассказывает сотрудник компании. В Sky Еxpress он в среднем равен 30%, говорит Букалова. А вот "Трансаэро" и "ЮТэйр" отменили этот сбор еще в прошлом году, рассказали Быхал и Мартиросов. Правда, "ЮТэйр" с 1 июля ввела его снова (на 2%) из-за подорожания топлива.
Стоимость топлива напрямую не влияет на цену билета, большую роль играют рыночные факторы, считает сотрудник "Аэрофлота": "К примеру, если на билеты в Лондон есть спрос, то и цены на них высокие. А по направлению Новосибирск, скажем, высокая конкуренция, спрос отстает от предложения, поэтому цены на билеты там ниже". В конце концов, за последние четыре года керосин вырос в цене в 4 раза, а средний тариф авиакомпаний - всего на 25%, замечает гендиректор Infomost Борис Рыбак. "Авиакомпании держатся из последних сил, ведь средняя рентабельность пассажирских перевозок по миру - около 0,5%", - замечает он. По мнению Рыбака, ФАС ищет проблему не там: ведомству надо работать с монополистами на топливном рынке, тогда билеты могут стать дешевле.
А вот проблема с невозможностью вернуть самые дешевые, в том числе электронные, билеты есть, признает эксперт. По Воздушному кодексу за один день можно вернуть любой билет, но в документе есть лазейки. Возврат билетов может быть не произведен в том случае, если цена, которую заплатил пассажир, меньше или равна 25% от нормального тарифа экономического класса, объясняет Мартиросов, но "ЮТэйр", по его словам, принимает все билеты. О том же говорит Букалова, а сотрудник "Аэрофлота" признает, что его компании можно вернуть не все билеты....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 8, 2024
Аэрофлот поставит новый рекорд по количеству рейсов между Москвой и Казанью
Май 8, 2024
Как правильно оценивать состояние композитных элементов самолета
Май 8, 2024
В МАИ отметили 79-ю годовщину Великой Победы
Май 8, 2024
Госдума выполнит задачи, обозначенные в указе по развитию авиационных путей