О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Бестопливный самолет: от мечты к реальности

Среди всех вариантов альтернативного авиационного привода, позволяющего обойтись без использования ископаемых энергоресурсов, самым радикальным является проект самолета, приводимого в движение солнечной энергией

Среди всех вариантов альтернативного авиационного привода, позволяющего обойтись без использования ископаемых энергоресурсов, самым радикальным является проект самолета, приводимого в движение солнечной энергией.

Ограниченность ископаемых энергоресурсов вынуждает самолетостроителей все активнее работать над альтернативными авиационными приводами, пишет Deutsche Welle. Все они - это уже ясно - будут электрическими, вопрос лишь в том, какой источник энергии окажется наиболее эффективным и экономичным. На лидерство претендуют топливный элемент и солнечные батареи. Солнечные батареи - это, конечно, более радикальное техническое решение, поскольку такой летательный аппарат сможет обходиться вовсе без топлива.

Главным поборником гелиопривода и основателем проекта SolarImpulse является мировая знаменитость - 50-летний швейцарец Бертран Пиккар (Bertrand Piccard).

На военном аэродроме Цюриха он представил общественности свой "Солнечный импульс" - прототип бестопливного самолета, на котором он вместе со своим соотечественником и компаньоном Андре Боршбергом (André Borschberg) - инженером, менеджером, профессиональным летчиком и вертолетчиком - намерен совершить беспосадочное кругосветное путешествие. "Это будет самое захватывающее приключение 21 века, - сказал Пиккар, открывая церемонию презентации. - Мы наконец-то обретем независимость от ископаемых энергоносителей. Если нам действительно удастся облететь земной шар, не потратив ни капли горючего, на одной лишь солнечной энергии, то никто уже не посмеет утверждать, будто без ископаемого горючего невозможно обойтись и в других областях, будь то автотранспорт, отопление помещений, компьютеры и так далее".

По размаху крыльев - 61 метр - "солнечный" самолет почти не уступает аэробусу А340, а вот кабина пилота своими скромными размерами больше напоминает кабину обычного планера. Если знать, что эта гигантская машина весит всего полторы тонны, то такое соотношение размеров и массы не может не поражать. Весь проект бестопливного самолета был бы неосуществим без разработки новых сверхлегких композиционных материалов.

На гигантских крыльях этой машины конструкторы разместили в общей сложности 12 тысяч ячеек солнечных батарей. Днем они должны будут снабжать энергией электропривод самолета, состоящий из 4 электродвигателей мощностью 10 лошадиных сил каждый, а заодно заряжать литий-полимерные аккумуляторы, от которых эти двигатели питаются ночью. "Но поскольку емкости аккумуляторов на целую ночь полета все же не хватает, мы придумали такую стратегию, - объясняет Андре Боршберг. - Днем мы набираем высоту. Пока светит солнце, мы поднимемся на 8500 метров. А когда смеркается, мы начинаем постепенно снижаться. Это продолжается 2-3 часа и позволяет сократить время использования аккумуляторов, так что их хватает до восхода солнца".

Понятно, что при такой конструкции и такой мощности привода рассчитывать на высокие скорости не приходится. Максимальная скорость представленного теперь в Цюрихе летательного аппарата составит около 70 километров в час, а длительность беспосадочного полета - 36 часов. И все это время пилотам предстоит бодрствовать.

Для трансатлантического перелета проект SolarImpulse предусматривает строительство второго, еще большего самолета, который будет рассчитан на более длительные полеты - до 5 суток. Тут его создатели намерены действовать иначе: спать минут по 50 каждые два-три часа. Чтобы такой режим сна и бодрствования был максимально безопасным, предполагается разработать специальные виброжилеты: они разбудят пилота, если самолет отклонится от курса, если изменятся погодные условия, если на борту возникнет нештатная ситуация....
Авторские права на данный материал принадлежат «Energyland.info». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка