Комсомольская правда
27 июля 2009, 12:41
Почему дорожают бензин и авиабилеты
Федеральная антимонопольная служба начала борьбу за справедливые цены
Горючее бьет по карману
- Мы нефтяным компаниям и суду просто покажем, как они пересматривали цены в период растущих цен на нефть, - бушевал на днях глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. - И как не падала стоимость бензина, когда нефть стала дешеветь. Очень наглядные графики. Ясно, что это были злоупотребление и попытки поживиться за счет потребителя.
Еще в начале года в интервью "КП" глава ФАС говорил, что справедливая цена бензина в России - в среднем 11 рублей за литр. Но до этого уровня она так и не опустилась. А теперь снова стала расти. Лишь за третью неделю июля цены на горючее прибавили 1%. В среднем по стране 92-й бензин стоит 21,2 рубля, а 95-й - 22,8 рубля. Для сравнения: летом 2005 года, когда цена на нефть была примерно такой же, как и сейчас, 92-й бензин в среднем по стране стоил 16,8 рубля, а 95-й - 18 рублей. Почему такие диспропорции?
Эксперты объясняют это общей инфляцией в стране - в среднем по 10% в год. Кроме того, доля нефти в общей стоимости бензина невелика - почти 60% приходится на налоги и акцизы, поэтому точно следовать за изменениями цены на "черное золото" на автозаправках не могут. Как не могут нефтяные компании и сэкономить ни на налогах, ни на тарифах.
- Прикол в чем. Вы можете заставить нефтяников снизить цены, - говорит Максим Шеин, глава аналитического отдела инвестиционной компании "Брокеркредитсервис". - Но что они будут делать? Станут добывать меньше нефти или пускать больше на экспорт. В итоге получим дефицит бензина. Другой вопрос: куда ФАС смотрела, когда разрешила "Роснефти" скупить все нефтеперерабатывающие заводы в Сибири и на Дальнем Востоке? Да и в Центральной части ситуация с конкуренцией не лучше.
Высокие цены на бензин в России - это последствие. А причина в том, что в нашей стране нет конкуренции: работают всего 9 нефтяных компаний, которым принадлежат все 28 нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Для сравнения: в США действуют почти 200 НПЗ, работающих по новых технологиям и реально конкурирующих друг с другом. Поэтому, как объясняют эксперты, деваться большинству российских заправок, которые работают независимо от нефтяных компаний, некуда. Привезли им бензовоз по определенной цене - приходится покупать.
- Оптовые цены на 92-й бензин с начала года выросли на 135%, а на 95-й - на 55%, - говорит Виталий Крюков, аналитик ИФД "КапиталЪ". - При этом розничные прибавили всего 10%.
Объяснение простое: снижать цены и повышать свою эффективность нефтяным компаниям, владеющим НПЗ, нет смысла, ведь бензин и так расхватывают на ура. Конечно, если бы не ФАС, то повышение было бы куда больше. Но насколько такая мера ручного регулирования нужна?
- Должна быть эффективная политика государства, а не угрозы и регулирование цен, - считает Максим Шеин. - Снизьте налоги, не повышайте на 20% в год тарифы на прокачку нефти - вот цены на заправках и станут ниже. У нас неэффективное налогообложение: легко сидеть и пошлины выставлять, это и ребенок сможет. Нужно налоги рассчитывать, исходя из себестоимости нефти, а не спекулятивной мировой цены, и стимулировать компании строить новые НПЗ.
Тем не менее, сколько бы наши нефтяники ни прибеднялись, список "Форбс" наглядно показывает, сколько они зарабатывают и на сколько могли бы быть ниже цены на российских автозаправках. Тем более что себе в убыток нефтяники еще никогда не работали.
В небе запахло керосином
Изменения цены на нефть побудили ФАС еще к одному расследованию. Напомним, в прошлом году из-за резкого роста цен на керосин (почти на 200%) произошел отраслевой кризис, который привел к банкротству нескольких авиакомпаний. После заявлений премьера Владимира Путина и угроз ФАС осенью прошлого года нефтяники пошли на снижение цен. Однако ответного удешевления билетов от авиаторов пассажиры так и не дождались.
- Цены на авиакеросин упали более чем на 30%, - говорит Игорь Артемьев. - Мы знаем, что 40% от цены билета составляет стоимость авиакеросина, поэтому логично было бы, если бы цена на билет снизилась примерно на 15%. Но этого не произошло.
- В прошлом году рост цен на керосин подтолкнул большинство авиакомпаний к покупке более экономичных иностранных самолетов, - объясняет Олег Пантелеев, начальник аналитического отдела отраслевого агентства "АвиаПорт". - Теперь им надо отбить инвестиции и покрыть убытки. Но даже в хорошие годы рентабельность авиационного бизнеса не превышает 3 - 4% из-за высокой конкуренции на рынке. Кроме того, летом во время сезонных продаж компании зарабатывают, а зимой расходуют полученные деньги. У авиакомпаний есть возможность продать билеты подешевле, но при этом загрузить рейс побольше. Или наоборот. Четкой привязки к себестоимости здесь нет.
Конечно, бизнес есть бизнес. Понять и авиаторов, и нефтяников можно. В кризис всем сложно, а зарабатывать хочется, как прежде. Но хитрость их тоже видна невооруженным взглядом. Самый свежий пример - в июле оптовые цены на керосин выросли на 10%. Авиакомпании отреагировали мгновенно: повысили расценки на билеты, а вместе с ними подорожали и турпутевки, столь популярные в летнее время, - в среднем на 30 - 50 долларов. А вот стоило цене в начале этого года упасть - столь молниеносной реакции почему-то не было. Так почему же мы должны переплачивать за билеты? Тем более когда многим из россиян сократили зарплату, но съездить в отпуск им все равно хочется.
Да и о какой справедливой цене на билет может идти речь, когда слетать в Европу или даже в Юго-Восточную Азию гораздо дешевле, чем на Урал?! Конечно, вместо того чтобы заниматься снижением издержек, российским компаниям гораздо проще залезть в карман к потребителю. Тем более что выбора у него практически нет. Во многие российские города можно попасть лишь транзитом через Москву или самолетами одной - максимум двух авиакомпаний.
- Такое ощущение, что авиакомпании держат нас за людей, которых доить надо, - считает Игорь Артемьев.
В ближайшее время и нефтяники, и авиаторы будут объяснять ФАС, почему цены на бензин и авиабилеты не снижаются. Посмотрим, что из этого получится....
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 21, 2024
Аэрофлот открыл продажи билетов в Гавану и Варадеро на зимнее расписание
Май 22, 2024
Петрозаводский аэропорт попросил пассажиров приезжать заблаговременно
Май 22, 2024
Трех медвежат из далекого Сургута отправили в Тверскую область на самолете
Май 22, 2024
В аэропорту Волгограда предотвратили незаконный вывоз наличных денег в Дубай