Газета.Ru
31 июля 2009, 07:40
"Рособоронэкспорт" разлетается по миру
"Рособоронэкспорт" намерен расширить рынок продаж боевой авиации за счет Латинской Америки, Ливии и даже Хорватии с Вьетнамом. Конкурировать, особенно в сегменте тяжелых самолетов, где скоро появится Су-35, "Рособоронэкспорту" вполне по силам
"Рособоронэкспорт" озвучил свои планы по наращиванию экспорта боевой авиатехники. В ближайшее время концерн собирается существенно расширить географию своих продаж, сообщил замгендиректора ФГУП "Рособоронэкспорт" Александр Михеев в интервью изданию "Экспорт вооружений", которое выйдет на следующей неделе.
Экспортные поставки российской военной авиационной техники третий год остаются примерно на том же уровне. В этом году объемы экспорта боевой авиации составят $2,6 млрд. Эксперты считают, что это вполне неплохой результат. Основные рынки уже давно поделены, а многие контракты, действующие до сих пор, заключены несколько лет назад. "В последнее время мы стабильно продаем по 40 самолетов в год. У американцев примерно такой же объем, даже поменьше", - уточняет эксперт Центра анализа стратегий и технологий (АСТ) Константин Макиенко. При этом продажа каждого нового боевого самолета генерирует примерно $100 млн. Сам самолет стоит примерно $40 млн, остальное дает аэродромная логистика, дорогие авиационные средства поражения (ракеты и бомбы), запчасти, обучение пилотов.
Сейчас список потребителей отечественной боевой авиации включает Индию, Китай, Алжир, Малайзию и Венесуэлу. Но поставки истребителей Су-30МКМ в ту же Малайзию закончатся уже в этом году. Кончается контракт и с алжирскими ВВС. Основной потребитель Китай уже неплохо укомплектован.
Воздушный флот Поднебесной имеет в своем распоряжении 300 самолетов Су-27 и Су-30 российского производства. "Китайцы теперь заняли выжидательную позицию, им нужны более современные самолеты", - говорит Макиенко.
Речь идет о тяжелом самолете Су-35. Пока этот самолет лишь проходит испытания и выйдет в серию, а значит, и на экспорт, не раньше 2012 года. Но уже сейчас "Рособоронэкспорт" столбит место. "На сегодня по результатам технических консультаций китайской стороне было предложено сотрудничество по программе Су-35 в форме закупки партии готовых самолетов с последующей организацией их лицензионного производства на территории КНР", - делится планами Михеев. Консультации на эту тему, скорее всего, будут продолжены на предстоящем в августе авиасалоне в Жуковском.
Но стопроцентной гарантии по китайскому заказу нет. Видимо, эта неуверенность когда-то главного своего партнера заставляет "Рособоронэкспорт" искать новые рынки сбыта.
В регионе Ближнего и Среднего Востока возможны поставки истребителей МиГ-29СМТ в Египет, новую партию этих машин может закупить Йемен, говорит Михеев.
Также "Рособоронэкспорт" надеется расширить присутствие российской боевой истребительной авиации в Латинской Америке, где рассматривает в качестве перспективных венесуэльский и эквадорский рынки. "Венесуэла рано или поздно возьмет полк Су-35 (24 самолета)", - говорит Макиенко. По его мнению, не стоит сбрасывать со счетов Бразилию: эта страна может "выстрелить" и купить от 12 до 24 самолетов.
Кроме того, в "Рособоронэкспорте" надеются на прорыв на ливийском рынке. Ведь авиационная составляющая ВВС страны основана на российской и советской технике. "Пилоты и инженерно-технический состав обучались в российских и советских вузах. Тактика ведения боевых действий основана на использовании наших самолетов. Ливия сегодня - это одна из ведущих североафриканских стран с неплохими финансовыми возможностями, что позволяет ей планировать закупки достаточно серьезной техники", - говорит Михеев. Другое дело, что ливийцы - это очень требовательный и избирательный покупатель ВВТ. Несмотря на то что Ливия, как говорит Михеев, проявляет живой интерес к самолетам МиГ-35, Су-35, к новейшим ударно-боевым вертолетам, к системам ПВО, эксперты полагают, что глобальных закупок, как в прошлом, Ливия осуществлять уже не будет. По мнению Макиенко, эта страна может заказать у "Рособоронэкспорта" новых самолетов примерно на $2 млрд.
В "Рособоронэкспорте" прекрасно понимают, что нынешний модельный ряд, по сути, уже исчерпал себя. Для полноценной конкурентной борьбы с теми же американцами нужны новые козыри. Не случайно, как говорит Михеев, "в период до 2020 года и далее акцент будет смещен в сторону продвижения разрабатываемых сегодня самолетов Су-35, МиГ-35, МиГ-29М/М2 и в дальнейшем - самолета пятого поколения".
"Если Су-35 появится быстро, а это промежуточный самолет между нынешними моделями и будущим истребителем пятого поколения, то с тяжелой авиацией у нас действительно будет все неплохо, - объясняет Макиенко. - На этом рынке мы сейчас взяли все что могли, и будет еще потенциал роста". Успешная реализация проекта Су-35 позволит "Рособоронэкспорту" предложить на рынок продукт, который по своим характеристикам превзойдет все созданное до настоящего времени. Как только "Сухой" завершит работы по Су-35, компания с головой окунется в самый амбициозный проект по созданию самолета пятого поколения. Создание истребителя пятого поколения оценивается в $12-14 млрд. Главное его отличие от предшественников - вся имеющаяся информация подвергается анализу компьютера и выдается пилоту в виде подсказки.
И если все пойдет так, как обещают в "Сухом", то экспортный вариант может быть предложен на мировой рынок уже после 2015 года. "Я думаю, что реальный срок поставок самолетов пятого поколения - 2020 год, - говорит Макиенко. - Американская практика показывает - между первым полетом прототипа и поставкой самолета в серию даже при должном финансировании обычно нужно 10 лет". Значительно раньше на мировой рынок выйдет американский истребитель JSF, который будет основным конкурентом российского истребителя.
А вот у МиГ-35 (новая модификация МиГ-29) - самолета среднего класса - конкурентов уже сейчас предостаточно. "Михеев говорит, что шансы на победу в индийском тендере МиГ-35 довольно высоки. Но в дележ индийского контракта со своими самолетами вполне могут вмешаться французский Rafale, шведский Grippen, американский F-16, Eurofighter, - говорит Макиенко. Источник "Газеты.Ru" в "Сухом" добавляет: "Не забывайте: переговоры по продаже боевой авиации вообще архисложная вещь. Здесь играют роль миллион мелочей: традиции страны, предпочтения ВВС, ранее заключенные контракты, политика, нефтяные и газовые вопросы и даже цвет кожи продавца"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции