Зеркало Недели
1 августа 2009, 15:19
Искры вокруг керосина?
СБ Украины заявила о возбуждении уголовного дела против СП "Кребо" "по факту незаконной передачи в собственность коммерческой офшорной фирме 26 объектов централизованной заправки самолетов, принадлежащей аэропорту "Борисполь"
В последнее время "заряд активности" получил крупнейший оператор рынка авиатоплива - совместное предприятие "Кребо". Сначала ему попробовали закатить беспрецедентный штраф, затем - публично обвинили в краже. Причем обвинителем стала, ни много ни мало, Служба безопасности Украины, публично заявившая о возбуждении уголовного дела "по факту незаконной передачи в собственность коммерческой офшорной фирме 26 объектов централизованной заправки самолетов, принадлежащей аэропорту "Борисполь".
В заявлении спецслужбы утверждается, что "из-за незаконно присвоенного указанного имущества государство потеряло более 30 млн. гривен (без учета недополучения прибыли от использования этого имущества)". В сообщении приводится и длинный перечень объектов - это и резервуарный парк, и пункт приема авиатоплива, и трансформаторная подстанция, насосная станция, производственный корпус и проч. В общем, звучит впечатляюще.
Отчитались и о проведении обысков в Киеве, Кременчуге и Борисполе, в результате чего "изъяты документы, которые подтверждают незаконное завладение имуществом аэропорта".
К сожалению, сотрудники компетентных органов позабыли упомянуть маленькую деталь: все вышеперечисленные объекты само ЗАО "Кребо" и построило, причем именно для работы в аэропорту "Борисполь"…
Как не без иронии заявил руководитель "Кребо" Петр Столяр, у пострадавшего, то есть самого аэродрома, претензий как не было, так и нет. Более того, 28 июля с.г. государственное предприятие "Международный аэропорт "Борисполь" четко заявило, что не имеет никакого отношения к проектированию, финансированию и строительству всех объектов комплекса "Склад централизованной заправки самолетов".
Зато какой красивый обыск получился - в лучших традициях!
По сообщению компании, 22 июля 2009 года сотрудники СБУ провели обыски в офисах "Кребо" в Киеве, Кременчуге и Борисполе, "изъяли тонны документации в офисах "Кребо".
Заодно, как отметили ее юристы, "действия сотрудников управления СБУ по г. Киеву и Киевской области едва не привели к остановке работы главного аэропорта Украины. Под прикрытием незаконного решения Бориспольского райсуда, полученного на основании заведомо ложного представления следователя, сотрудники СБУ одновременно захватили топливозаправочную службу ЗАО СП "Кребо" в аэропорту "Борисполь" и два здания офисных помещений в г. Кременчуге, в результате чего была парализована работа компании. В результате была создана угроза остановки работы заправочной службы в аэропорту в пик авиаперелетов. Только усилия работников службы "Кребо", вынужденных работать под дулами автоматов спецподразделения "Альфа", спасли Украину от международного скандала, который неизбежно возник бы в случае остановки заправки самолетов в аэропорту "Борисполь".
Под угрозой невылета находился даже самолет вице-президента США Джозефа Байдена, завершавшего официальный визит в Украину 22 июля 2009 года"…
Относительно последнего пункта компания явно выжимает слезу: при необходимости этот самолет и ведрами через лейку заправили бы сами эсбэушники (хотя скандал с американским Госдепом получился бы не детский).
Но вот остальное, увы, правда…
Ежесуточно "Кребо" предоставляет услуги по заправке 400-450 тонн авиатоплива, и сбой в ее работе может привести к срыву более половины рейсов "Борисполя". Что, мягко говоря, не есть хорошо…
Кстати, в реальности в конце июля аэропорт несколько дней балансировал на грани срыва поставок топлива. Были срочно проинформированы президент и премьер.
Вдобавок, скандал сразу вышел на международный уровень. Дело в том, что полное название компании - ЗАО "Совместное украинско-голландское предприятие "Кребо", и ее основным акционером является нидерландская фирма Movida NV. Она собирается информировать органы власти Нидерландов о ситуации, а при необходимости - и защищать вложенные инвестиции в строительство в международных судах. Благо, что это прямо предусмотрено соглашением о содействии и взаимной защите инвестиций между Украиной и Нидерландами, ратифицированным Верховной Радой 26 февраля 1997 года.
Вообще ситуация с обвинениями достаточно странная. За последние 15 лет СП "Кребо" за счет собственных средств, без единой копейки государственного финансирования развивало заправочный комплекс, строило новые объекты, которые затем в установленном порядке вводились в эксплуатацию и на законных основаниях оформлялись в собственность СП "Кребо". Ни у кого никаких вопросов это не вызывало. И вдруг - бац!
Вот такие "приключения" и создают Украине устойчивую репутацию "зоны рискованного ведения бизнеса".
Компания утверждает, что нынешнее дело просто развалится и будет закрыто. Напротив, незакрытое уголовное дело хорошо как инструмент давления на руководителей "Кребо" с целью заставить отдать бизнес заказчикам этого дела. Председатель правления "Кребо" Петр Столяр публично заявил: "Мне кажется, что СБУ хочет остановить деятельность компании и перераспределить этот бизнес между другими бизнесовыми структурами". Кстати, с начала года компанию буквально захлестнул вал проверок…
Нефтерынок привычно перебирает варианты - кому это выгодно? Речь идет о примерно 20% рынка авиатоплива Украины. Конкуренты известны: это "Лук Авиа Ойл" (предприятие "Лукойла"), "Укртатнафта", контролируемая группой "Приват", и "ТНК-Авиа" ("дочка" "ТНК-ВР").
Особого внимание экспертов удостоилась "Укртатнафта", стремительно ворвавшаяся на рынок авиатоплива в Борисполе в прошлом году за счет снабжения крупнейшей украинской авиакомпании - "Аэросвита".
Сами конкуренты ситуацию не комментируют, что естественно. Теоретически можно было подождать и посмотреть, кто на скандале укрепится. Но это слишком уж оригинальный способ проверки.
"Кребовцы" так поступать явно не собираются. Председатель правления резко заявил, что ЗАО СП "Кребо" не сомневается в том, что в Украине существуют суды, которые, в отличие от СБУ, не выполняют заказов на захват бизнеса.
Подготовлен и иск к СБУ о защите деловой репутации от вреда, причиненного распространением информации на официальном веб-сайте СБУ.
29 июля 2009 года ЗАО СП "Кребо" подало в следственные и прокурорские органы ходатайство о немедленном закрытии уголовного дела, добавив материалы, безоговорочно свидетельствующие о самостоятельном строительстве этой компанией собственной топливозаправочной службы в аэропорту "Борисполь".
Со своей стороны, ЗАО СП "Кребо" ведет собственное расследование с целью выявить заказчика рейдерской атаки. И обещает после "получения неопровержимых доказательств" эту информацию обнародовать.
Дело не в воинственности - кому охота ссориться с СБУ? Просто компания хотела бы объективно разобраться и установить правомерность получения предприятием в собственность имущества и ведения хозяйственной деятельности в аэропорту и положить конец дестабилизации ситуации вокруг этого стратегического объекта.
Заправка самолетов - дело достаточно прозаическое, и в чем компания точно не заинтересована, так это в скандальной славе. На топливозаправках не зря пишут "огнеопасно".
Кстати, остается непонятным, как СБУ собирается обеспечивать безопасность тех же "литерных" рейсов президента и премьера, не говоря о визитах глав и официальных лиц других государств, публично шельмуя при этом единственную допущенную к этой "святая святых" топливозаправочную компанию.
Украине нужен надежно функционирующий аэрокомплекс, де-факто являющийся "воздушными воротами" страны, а не скандалы вокруг него. Или кто-то с этим не согласен?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Зеркало Недели». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции