Российская Бизнес-газета
18 августа 2009, 13:12
Требуется регулировщик
Структура воздушного пространства над Москвой признана архаичной
По традиции будут показаны опытные образцы летательных аппаратов (в этом году демонстрационные полеты совершат свыше пятидесяти машин) и новых боевых комплексов. В прошлый раз МАКС собрал 600 участников и свыше 650 тыс. бизнес-посетителей, салон снискал славу "генератора новых идей". Безопасности полетов отводят первую роль - и дело не только в том, что к этой теме привлечено внимание после инцидента; безопасность была выбрана в качестве лейтмотива салона загодя. Актуальность этой тематики организаторы МАКС-2009 подчеркивают особо: в рамках авиасалона будет работать II Международный семинар "Концепции и технологии организации воздушного движения".
Как и два года назад, во время предыдущего МАКС, в Жуковском соберутся представители ведущих исследовательских институтов России и Европы, специализирующиеся на организации воздушного движения (ОрВД), а также представители минпром энерго и Росаэронавигации. Нынешний семинар, как надеются его организаторы (среди них Центральный аэрогидродинамический институт им. проф. Н.Е. Жуковского и Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем), создаст возможность новых партнерских отношений для научного сообщества ОрВД.
Тенденции развития гражданской авиации очевидны: в ближайшие 15-20 лет объем воздушных перевозок будет только расти, а вместе с ними и требования к безопасности полетов и точности навигации. Эти проблемы уже в полный голос заявили о себе. В небе стало тесно. Это во времена СССР был только один "Аэрофлот", а сегодня только крупных авиакомпаний в стране пятнадцать (всего же зарегистрировано более 200 авиаперевозчиков). Между тем задача одна - обеспечить безопасное и эффективное разделение воздушного пространства страны как для отечественных, так и для иностранных перевозчиков (летающие в наши аэропорты или использующие воздушное пространство России для транзитных полетов). Отдельная задача - обслуживание полетов военной и специальной авиации...
Московская воздушная зона (МВЗ) - очень сложный участок, наиболее нагруженный элемент структуры воздушного движения страны. Здесь более 100 аэродромов различных ведомств, около 20 тыс. километров воздушных трасс, здесь совершается больше половины полетов государственной и коммерческой авиации. И если раньше направления полетов московские аэропорты "столбили" за собой, учитывая свое географическое положение (Шереметьево - запад и северо-запад, Домодедово - восток, Внуково - юг и запад), то теперь авиакомпании летают исходя из своих коммерческих интересов и обслуживание участников воздушного движения (как отечественных, так и зарубежных), по признанию специалистов, значительно осложнилось. В последние 15 лет в московском небе очень тесно. Наиболее загружены сектора аэродромов Шереметьево, Домодедово, Внуково. Все сложнее перераспределять движение между ними, поскольку растут объемы перевозок, увеличивается и количество операций, гарантирующих безопасность полета. К примеру, при 1500 прилетах-вылетах в сутки диспетчера управления воздушным движением (УВД) совершают до 4,5-6 тыс. приемов - передач управления! При этом основное программное обеспечение, используемое в автоматизированной системе управления, практически не менялось больше 30 лет!
Острая необходимость модернизации всей системы ОрВД назрела уже много лет назад. Устаревшее оборудование не позволяет использовать возможности современного оснащения самолетов и вертолетов, а структуру воздушного пространства над Москвой эксперты ФГУП ГосНИИ "Аэронавигация" называют архаичной. Она не может обеспечить бесступенчатый набор высоты и снижение самолетов и вертолетов, вызывая многоступенчатость в передаче управления между диспетчерами, что значительно увеличивает их нагрузку. Необходимость модернизации остро ощущают многие аэродромы страны. Но без активного участия государства, подчеркивают эксперты, в решении проблем оптимизации воздушного движения не обойтись. Это сфера его компетенции.
Между тем
Экономический кризис уже привел к сокращению программ модернизации аэропортового хозяйства по всей стране. По данным Росавиации, пассажирооборот на международных и внутренних линиях у пятнадцати крупнейших российских авиакомпаний за полгода снизился на 18%. Осенью общее падение перевозок может составить порядка 20%. Означает ли это, что будут приостановлены начатые работы по модернизации аэродромного оборудования? Сегодня ясноодно, что Транспорт ную стратегию, утвержденную президентом и правительством РФ, одной из целей которой является повышение уровня безопасности всей транспортной системы страны, еще никто не отменял. Как и принятую в прошлом году госпрограмму безопасности полетов. В числе мероприятий по ее реализации значится и "подготовка максимально гармонизированных с международными стандартами федеральных авиационных правил летной и технической эксплуатации воздушных судов и оборудования, обеспечения и выполнения полетов". Несмотря на кризис, начатое проведение оценки систем управления безопасностью полетов в авиапредприятиях и аэропортах страны (также обязательное в рамках госпрограммы) должно обязательно завершиться. И еще: выполнение программы в полном объеме позволит уменьшить частоту авиационных происшествий в РФ в 2-2,5 раза....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская Бизнес-газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 17, 2025
Аэрофлот увеличивает частоту полетов между Москвой и Горно-Алтайском
Ноябрь 14, 2025
ОДК продемонстрирует на Dubai Airshow 2025 авиадвигатель ВК-650В и другие новинки
Ноябрь 13, 2025
Обзор тенденций аэропортовых паркингов на Parking Russia 2025
Ноябрь 18, 2025
Инновации СТЦ в обеспечении информационной безопасности новейшей авиационной техники
