Газета.Ru
19 августа 2009, 18:00
Трагическое стечение птицы с турбулентностью
Столкновение двух Су-27 произошло в небе над Жуковским по "трагическому стечению обстоятельств", говорят представители ВВС России
В среду исполняющий обязанности начальника вооружения военно-воздушных сил России генерал-майор Олег Бармин сообщил, что эксперты определились с предварительной причиной катастрофы двух истребителей Су-27 16 августа. После столкновения двух самолетов, репетировавших фигуры высшего пилотажа к "МАКС-2009", одна из машин упала на дачный поселок Сосны, где были уничтожены четыре дома, а вторая - в поле недалеко от деревни Тяжино. Пилот одного из Су-27 - командир отряда "Русские витязи" Игорь Ткаченко - погиб, двое летчиков успешно катапультировались. На земле пострадали шесть человек.
Представитель ВВС назвал случившееся "трагическим стечением различных обстоятельств". "Авиационная техника сработала штатно", - подчеркнул генерал.
По словам Бармина, который выступил перед журналистами во второй день открывшегося накануне "МАКС-2009", самолеты были исправны и техническое оборудование сработало в штатном порядке. "Черные ящики" с двух самолетов обнаружены. Они в нормальном состоянии. С ними работают эксперты. Они установили причину катастрофы. Их окончательные выводы будут объявлены позже. Как и в ряде других происшествий, к катастрофе минувшего воскресенья привело трагическое стечение различных обстоятельств", - сказал и. о. начальника вооружения ВВС.
"Черные ящики" обоих Су-27 нашли через несколько часов после столкновения и отправили в Научно-исследовательский институт Минобороны в подмосковных Люберцах. Эксперты, опрошенные "Газетой.Ru", считают, что предварительные выводы комиссии и окончательное объяснение причин трагедии могут во многом совпасть. "Трагедию удобнее представить как стечение обстоятельств, чем разбираться в истинных причинах, которые могут включать в себя и проблемы подготовки летчиков, и их психологического состояния, и состояния машин", - предположил один из специалистов на условиях анонимности.
Другой собеседник "Газеты.Ru", летчик-испытатель, заслуженный летчик России Александр Акименков считает, что наиболее вероятной причиной катастрофы является все же ошибка одного из пилотов.
"Я сам летал "кочегаром" на Су-27 - то есть шел за ведущей машиной. Это один из самых сложных видов пилотирования. Возможно, когда они шли по кривой, а потом ведущий, Ткаченко, перешел на пологую траекторию, ведомый вышел верхней частью из турбулентности, а мощность двигателя еще была повышена, и он не успел избежать столкновения", - предположил Акименков. Он напомнил, что в момент выполнения фигуры высшего пилотажа - "тюльпана" - машины шли на расстоянии считанных метров друг от друга "и все решали доли секунды".
При этом летчик-испытатель не разделяет позиции своих коллег, считающих, что катастрофа могла произойти из-за системных ошибок при разработке программы полета. "Это Кубинка - там все отработано до мелочей. (Пилотажная группа ВВС России "Русские витязи" базируется в подмосковной Кубинке. - "Газета.Ru"). Ошибки в методике исключены. Тем более речь идет о Ткаченко: несмотря на сложный пилотаж, он всегда был очень аккуратен", - говорит Акименков.
Заслуженный летчик рассказал, что сложнейшие фигуры высшего пилотажа, которые выполняют отряды типа "Витязей" и "Стрижей", не выполняются по единожды отработанной схеме. Самый сложный комплекс элементов выполняется "в самую простую погоду" - когда ясно и штиль. "Из-за сложных метеоусловий, когда, например, прижимают тучи, программу урезают, корректируют", - пояснил Акименков, но напомнил, что в минувшее в воскресенье в небе над Жуковским было практически безоблачно.
Еще один возможный фактор, который участники расследования катастрофы упомянули лишь в первый день, а затем забыли, - попадание в турбину Су-27 птицы. Именно из-за этого в самолете Ткаченко мог воспламениться двигатель, полагают эксперты.
"Правый двигатель выбросил горящее топливо, это могло произойти как раз из-за птицы. И если даже это не стало причиной аварии самолета (двигатель Су-27 прекрасно "проглатывает" посторонние предметы), скорость могла резко упасть, а сзади шел ведомый", - объяснил летчик-испытатель Акименков.
По некоторым данным, информация с бортовых самописцев обоих Су-27 уже расшифрована, и официальные причины катастрофы над Жуковским будут обнародованы уже в ближайшее время. По факту авиакатастрофы возбудили уголовное дело по ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта). Выжившие летчики - штурман Игорь Куриленко, находившийся в одной кабине с Ткаченко, и пилот ведомого самолета Виталий Мельник - уже дали показания следователям, их содержание пока не раскрывается....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции