О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Трагическое стечение птицы с турбулентностью

Столкновение двух Су-27 произошло в небе над Жуковским по "трагическому стечению обстоятельств", говорят представители ВВС России

Столкновение двух Су-27 произошло в небе над Жуковским по "трагическому стечению обстоятельств", говорят представители ВВС России. Эксперты полагают, что второй пилот не успел сбросить скорость и наскочил на ведущий Су-27, за штурвалом которого сидел командир "Русских витязей" Игорь Ткаченко. По другой версии, скорость упала как раз у самолета Ткаченко - из-за попавшей в двигатель птицы.

В среду исполняющий обязанности начальника вооружения военно-воздушных сил России генерал-майор Олег Бармин сообщил, что эксперты определились с предварительной причиной катастрофы двух истребителей Су-27 16 августа. После столкновения двух самолетов, репетировавших фигуры высшего пилотажа к "МАКС-2009", одна из машин упала на дачный поселок Сосны, где были уничтожены четыре дома, а вторая - в поле недалеко от деревни Тяжино. Пилот одного из Су-27 - командир отряда "Русские витязи" Игорь Ткаченко - погиб, двое летчиков успешно катапультировались. На земле пострадали шесть человек.

Представитель ВВС назвал случившееся "трагическим стечением различных обстоятельств". "Авиационная техника сработала штатно", - подчеркнул генерал.

По словам Бармина, который выступил перед журналистами во второй день открывшегося накануне "МАКС-2009", самолеты были исправны и техническое оборудование сработало в штатном порядке. "Черные ящики" с двух самолетов обнаружены. Они в нормальном состоянии. С ними работают эксперты. Они установили причину катастрофы. Их окончательные выводы будут объявлены позже. Как и в ряде других происшествий, к катастрофе минувшего воскресенья привело трагическое стечение различных обстоятельств", - сказал и. о. начальника вооружения ВВС.

"Черные ящики" обоих Су-27 нашли через несколько часов после столкновения и отправили в Научно-исследовательский институт Минобороны в подмосковных Люберцах. Эксперты, опрошенные "Газетой.Ru", считают, что предварительные выводы комиссии и окончательное объяснение причин трагедии могут во многом совпасть. "Трагедию удобнее представить как стечение обстоятельств, чем разбираться в истинных причинах, которые могут включать в себя и проблемы подготовки летчиков, и их психологического состояния, и состояния машин", - предположил один из специалистов на условиях анонимности.

Другой собеседник "Газеты.Ru", летчик-испытатель, заслуженный летчик России Александр Акименков считает, что наиболее вероятной причиной катастрофы является все же ошибка одного из пилотов.

"Я сам летал "кочегаром" на Су-27 - то есть шел за ведущей машиной. Это один из самых сложных видов пилотирования. Возможно, когда они шли по кривой, а потом ведущий, Ткаченко, перешел на пологую траекторию, ведомый вышел верхней частью из турбулентности, а мощность двигателя еще была повышена, и он не успел избежать столкновения", - предположил Акименков. Он напомнил, что в момент выполнения фигуры высшего пилотажа - "тюльпана" - машины шли на расстоянии считанных метров друг от друга "и все решали доли секунды".

При этом летчик-испытатель не разделяет позиции своих коллег, считающих, что катастрофа могла произойти из-за системных ошибок при разработке программы полета. "Это Кубинка - там все отработано до мелочей. (Пилотажная группа ВВС России "Русские витязи" базируется в подмосковной Кубинке. - "Газета.Ru"). Ошибки в методике исключены. Тем более речь идет о Ткаченко: несмотря на сложный пилотаж, он всегда был очень аккуратен", - говорит Акименков.

Заслуженный летчик рассказал, что сложнейшие фигуры высшего пилотажа, которые выполняют отряды типа "Витязей" и "Стрижей", не выполняются по единожды отработанной схеме. Самый сложный комплекс элементов выполняется "в самую простую погоду" - когда ясно и штиль. "Из-за сложных метеоусловий, когда, например, прижимают тучи, программу урезают, корректируют", - пояснил Акименков, но напомнил, что в минувшее в воскресенье в небе над Жуковским было практически безоблачно.

Еще один возможный фактор, который участники расследования катастрофы упомянули лишь в первый день, а затем забыли, - попадание в турбину Су-27 птицы. Именно из-за этого в самолете Ткаченко мог воспламениться двигатель, полагают эксперты.

"Правый двигатель выбросил горящее топливо, это могло произойти как раз из-за птицы. И если даже это не стало причиной аварии самолета (двигатель Су-27 прекрасно "проглатывает" посторонние предметы), скорость могла резко упасть, а сзади шел ведомый", - объяснил летчик-испытатель Акименков.

По некоторым данным, информация с бортовых самописцев обоих Су-27 уже расшифрована, и официальные причины катастрофы над Жуковским будут обнародованы уже в ближайшее время. По факту авиакатастрофы возбудили уголовное дело по ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта). Выжившие летчики - штурман Игорь Куриленко, находившийся в одной кабине с Ткаченко, и пилот ведомого самолета Виталий Мельник - уже дали показания следователям, их содержание пока не раскрывается....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка